0
1014
Газета Культура Интернет-версия

28.06.2000 00:00:00

Стена. Как много в этом слове

Тэги: искусство, проект


Руководитель проекта "Стены" Людмила Василевская перед открытием выставки.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

СНАЧАЛА была любовь к свободе и ненависть к ее ограничителям. Потом - изучение словаря русского языка и толкование слова "стена": "вертикальная часть здания, помещения; высокая ограда". Так появился проект "Стены" Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова. Суть его - в художественной рефлексии на избранное слово, причем (это диктует само место) исходной точкой стал факт разрушения самой печально знаменитой стены века - Берлинской. Целью проекта стало коллективное создание того культурного феномена, который Михаил Бахтин назвал хронотопом: точки схода определенного пространства с определенным временем.

По ходу осуществления проекта толкование слова "стена" расширялось. Кроме Берлинской стены, с ее однозначной тоталитарностью, в ход пошли многозначные стены: Кремлевская (тоже тоталитарность плюс древняя история плюс архитектурная ценность), Великая Китайская (архитектурная ценность, восточная загадочная глобальность и еще более древняя история), Стена Плача (выход к Ветхому Завету). Стена стала пониматься не только как формула отчуждения и объект для преодоления, но и как знак устойчивой надежности. Экспонаты предоставили Музей Берлинской стены в Чекпойнт Чарли, Музей современного искусства в Царицыно и группа художников. В итоге получилась экспозиция, в которой достигнута особая цельность: ведь стены самого Сахаровского центра так же смыслообразующи, как и "стены" временные, построенные внутри выставочного зала - с развешанными на них экспонатами, специально оборудованным скалодромом, по которому может взбираться любой желающий, и постоянно включенным телевизором, демонстрирующим знаменитый фильм Алана Паркера "Стена" на музыку "Пинк Флойд".

Организаторы этой огромной инсталляции, безусловно, преуспели в своем стремлении объять все возможные метафоры и оттенки смысла стены. Бюрократический барьер: намертво закрепленные прищепками "акты экспертизы", "личные листки по учету кадров" и "трудовые соглашения". Текст стихотворения молодого Иосифа Бродского "Письма к стене", где есть строка-эпиграф: "посвящаю свободе одиночество возле стены". Развешанные "стеной" жестяные вывески: "вы выехали из американского сектора", "кабель под напряжением", "стой! запретная зона", "не влезай, убьет". Живописное творение Дмитрия Плавинского под названием "Стена храма" и виды Иерусалима. Жуткие фотографии вымирающих русских деревень и их обитателей - нищих стариков и старух. Съемки зэков за тюремной стеной. Роскошные панорамы Китая с высоты птичьего полета.

В соседнем помещении центра тоже выстроены полуглухие-полурешетчатые стены: они образуют три коридора с поперечными проходами. Здесь развернуты выставка детских рисунков и новая коллекция работ художников - жертв политических репрессий. Именно здесь Геннадий Абрамов и его "Класс экспрессивной пластики" показали пластическую импровизацию "Мир сквозь стены". По словам Абрамова, он с радостью принял приглашение сахаровского центра: кроме многозначных эстетических возможностей для движенческого театра, лабиринт стен дает абрамовцам и тривиальную крышу над головой - при перманентной театральной бездомности "Класс" рад любой возможности выступить.

"Мир сквозь стены" - действо в духе "максимальной импровизации", излюбленного в последнее время приема Геннадия Абрамова, когда процент предварительной подготовки исполнителей стремится к нулю, а степень их сиюминутной пластической реактивности возрастает по экспоненте. Исполнителям была задана общая идея, которую они самостоятельно воплощали, - осуществить пластически процесс проникновения, телесно ощутить колебания понятия "сквозь", которые неизбежно изменятся в тишине, при звуках губной гармошки или при фонограмме музыки реггей. Мемориальный характер помещения тоже был принят к сведению, но не как ограничитель, а как стимулятор: именно в таком месте Абрамову важнее показать полнокровность жизни, а не смиренное почтение к смерти. Недаром в нашем разговоре о постановке он приводил соответствующие примеры - оживленность людей, посещающих христианские кладбища в Пасху или распространенный обычай негров хоронить под джаз.

В проекте участвуют семь человек из так называемой "второй" группы "Класса экспрессивной пластики" (три года предварительной подготовки, в процессе которой пришедшие буквально "с улицы" мальчики и девочки учились сцендвижению с "нуля"). Зрители, стоящие по концам продольного зала, перестают разговаривать уже в ходе представления, постепенно привыкая к внезапности начала и спонтанности продолжения. Условия места действия автоматически придают проекту облик хэппенинга: чтобы уследить за исполнителями, перемещающимися из одного прохода между стенами в другой, публике необходимо бегать вслед за ними. Сами перемещения, слегка отрепетированные по части общей концепции, постоянно расцвечиваются потоками случайностей: можно случайно столкнуться на бегу - и тут же использовать столкновение для создания новой пространственной ситуации. Даже запланированный заранее "впуск света" в полутемное помещение с помощью коллективного подъема жалюзи на окнах приобрел вероятностный характер: у одного мальчика жалюзи заело.

Центр имени Сахарова не побоялся впустить под свои своды буйных "пластических импровизаторов", то и дело нарушающих священные заповеди музеев: они трогают экспонаты руками и валяются на музейном полу. Абстрактное для многих понятие "внутренней свободы", столь дорогое для человека, чье имя носит Центр, совпадает с принципами движенческого театра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
509
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
574
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
355
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
444

Другие новости