Джералдин Норман. Фото Дженни Мортимер |
- ТАК МНОГО музеев в Лондоне. Почему Эрмитаж?
- Эрмитаж, с моей точки зрения, величайший музей мира. И для Лондона, и для Британии увидеть небольшой меняющийся образ Эрмитажа - совершенно уникально и прекрасно.
- Как это будет организовано? Сменные выставки?
- Да, мы планируем делать по одной выставке в год, длящейся 11 месяцев. Еще месяц нужен, чтобы менять экспозицию на следующую, потому что создать выставку очень сложно.
- Расскажите, пожалуйста, о первой выставке.
- Первая выставка будет называться "Сокровища Екатерины Великой": у нас разместятся некоторые из экспонатов, собранных Екатериной II. У нас четыре галереи и еще один коридор, где также можно выставлять работы. Первая галерея будет посвящена жизни Екатерины Великой и объяснит посетителю, кто она была и что сделала. Затем - галерея, показывающая ее коллекцию гемм и камей. Дальше - коридор, посвященный ее страсти к древностям - настоящие римские древности. Затем - комната, отведенная под декоративные произведения, сделанные по ее заказу, в особенности мебель и фарфор. В последнем зале - ее восточные коллекции.
- Какие-то работы из коллекции Роберта Уолпола, которые она собрала, будут представлены на выставке?
- У нас будет не так много живописи. Мы собираемся выставлять то, что мы называем "шедевр в гостях": в наших комнатах всегда будет одна великая картина из Эрмитажа. Но, конечно, музей не хочет расставаться с шедеврами надолго. Так что мы будем выбирать три шедевра, посещающих нас за год. И первым станет великий Пуссен из коллекции Уолпола - "Моисей, иссекающий воду из скалы". Для нас это очень интересно, потому что это одна из великих картин Уолпола, возвращающаяся в Англию.
- Картина из коллекции Уолпола впервые с XVIII века снова посетит Англию?
- На самом деле здесь уже была выставка, посвященная коллекции Уолпола. Лорд Чамли владеет частью работ из этой коллекции. Некоторые были взяты из Эрмитажа, некоторые - из Национального музея в Вашинтоне (это те шедевры, которые в начале 1930-х были проданы из Эрмитажа Эндрю Мелону, как, например, портрет Филиппа, лорда Вартона, написанный Ван Дейком. - М.С.). Сделали выставку в Кенвуде (музей-усадьба, расположенный в Хэмстедском парке. - М.С.). Не очень большую, но там были некоторые работы из коллекции Уолпола из России.
- Ваша первая выставка будет сокращенным вариантом эрмитажной, посвященной Екатерине?
- Она будет меньше и вообще другой, потому что на предыдущей выставке Эрмитажa, к примеру, не было ничего из ее восточной коллекции. Это будет ново, и думаю, что наш акцент будет другим. Это скорее нечто вроде направленного взгляда, чем обзор коллекций Екатерины.
- Какого рода основа этой выставки: ею владеет государство или это частная инициатива?
- Это полностью частная инициатива. Идею выдвинул лорд Ротшильд. Один из богатейших людей Британии, он также знаменит как покровитель искусства. Он попечительствовал над лотереей, которая дает деньги искусству в Британии. Так что он - центральная фигура среди тех, кто патронирует искусство. Он привлек к этой работе меня и зарегистрировал благотворительную организацию - "Фонд развития Эрмитажа". У этой организации есть совет попечителей - очень известных бизнесменов и аристократов. Все деньги собрали друзья лорда Ротшильда. Государственное участие в этом проекте придет, я надеюсь, в виде страховки, потому что страховка очень ценной выставки может быть очень высокой. И я думаю, что мы будем иметь государственную гарантию.
- А что касается безопасности?
- Конечно, мы должны платить за безопасность. И мы должны обеспечить очень высокий уровень охраны для того, чтобы получить эту государственную поддержку, потому что существующие правила, на которых предоставляется такая гарантия, очень строги относительно уровня безопасности.
- Вход будет свободным?
- Жаль, но свободным он не будет. Каждый должен будет заплатить по пять фунтов (для сравнения - вход в музей Курто стоит сегодня три фунта. - М.С.). Четыре из них пойдет в "Эрмитаж траст" в Лондоне, а один будет пожертвованием в музей "Эрмитаж" в Санкт-Петербурге. Так что каждый посетитель отдаст один фунт за то, чтобы посмотреть на сокровища у себя дома.
- Пожалуйста, расскажите немного о ваших связях с русским искусством.
- Я была журналисткой, занималась изобразительным искусством и пять лет назад посетила Санкт-Петербург и Эрмитаж в первый раз. И поняла, что нужно писать книгу об Эрмитаже и его истории. Я попросила Пиотровского о содействии. Так я написала "Биографию" Эрмитажа, - от 1760-х, времени Екатерины, до 1997-го, когда книга была окончена. Я очень привязалась к музею. Я узнала людей, которые им руководят, и делают это очень хорошо. И начала понемногу помогать, представляя музей возможным благотворителям с Запада. Я представила доктора Пиотровского лорду Ротшильду. Так что, когда возникла идея создания Эрмитажа в Лондоне, я просто оказалась в центре событий. И меня пригласили руководить.
- Какой период в истории Эрмитажа вам нравится более всего?
- Мне нравятся все периоды истории Эрмитажа. То, как музей стал национальным центром археологии, самым большим музеем советской страны, для меня так же интересно, как эпоха Екатерины II.
- Что будет лучшим свойством британского Эрмитажа?
- Мы стараемся оформить интерьеры так, чтобы они выглядели, как галереи Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Надеемся, что у людей будет впечатление, что они гуляют по крылу Зимнего дворца. У нас будет наборный паркет, сделанный в Санкт-Петербурге. У нас будут прекрасные канделябры. Мы сделаем реплики эрмитажной мебели. Так что в Лондоне можно будет посидеть на стульях Росси. Будет настоящее ощущение Эрмитажа.
Сомерсет Хаус - правильное место. Он был построен в 1780-е, почти как Старый Эрмитаж в Петербурге.
- А кто дизайнер?
- Английский музейный и выставочный дизайнер Джаспер Джейкоб. Он сделал наш Национальный морской музей, Императорский военный музей, много выставок в Королевской академии. Он побывал в Санкт-Петербурге до того, как был выбран дизайнером. Он был большим энтузиастом в том, что касается Эрмитажа.
- Какая лучшая британская работа в Эрмитаже, на ваш взгляд?
- Я думаю, часы-павлин Джеймса Кокса.
- Часть британской коллекции Эрмитажа будет выставлена в Лондоне?
- Мы думали об этом. Пиотровский начал с идеи о том, что каждая выставка, которую мы делаем, будет включать хотя бы одно великое произведение британского искусства - это может быть серебро, это может быть живопись. Каждый раз это будет что-то иное. На деле, собирая вместе выставку, посвященную Екатерине Великой, я была удивлена тем, что в каждой комнате есть некая связь с Британией - будь то кабинет гемм или дизайн в стиле "китайщины", сделанный британским архитектором. Есть близкая связь между Британией и Россией: я действительно поняла это, создавая выставку. Так что я думаю, что каждая комната будет содержать что-то очень интересное, связанное с Британией или вдохновленное Британией. Мы не будем устраивать выставку британского искусства - потому что достаточно британского искусства в Британии. Я думаю, что мы будем устанавливать исторические связи между нашими странами.
Лондон-Москва
Редакция "Независимой газеты" благодарит Британский совет за помощь в подготовке материала.