Кадр из фильма. |
НА ЭКРАНЫ Москвы вышла новая американская картина "Пункт назначения", которая представляет интерес не только для потребителей поп-корна, но и вносит некоторое оживление в эстетику фильмов ужасов (если вообще в данном контексте можно говорить о жизни, а не о смерти). Выхолащивание какого-либо кинематографического жанра в последнее время происходит настолько стремительно, что, например, "Крик-3" из популярного цикла, в котором изначально было заявлено иронически-пародийное использование всех штампов и "фирменных примочек" из страшных лент, поневоле выглядит глуповатой пародией на пародию. Все-таки вовремя сценарист Кевин Уильямсон (в отличие от режиссера Уэса Крейвена, упрямо держащегося за свои успешные проекты - будь то "Кошмар на улице Вязов" или "Крик") ушел от найденной "золотой жилы" и испробовал себя уже в принципиально ином виде фильмов ужасов, повенчав в "Факультете" тематику типичной школьной ленты с инопланетной фантастикой.
Для режиссера Джеймса Уонга, дебютировавшего в большом кино новым мистическим фильмом "Пункт назначения", пожалуй, также было принципиально хоть немного изменить начавшую приедаться манеру не очень серьезных "крикливых ужастиков". Сохранив молодежный характер представляемого действа (куда ж без юных студентов колледжей и прочих подростков, которые составляют добрую половину всей киноаудитории!), Уонг не забыл о своем опыте продюсерско-режиссерского участия в прославленном супертаинственном телесериале "Секретные материалы". Как и уже ранее предпринятая вездесущим Кевином Уильямсоном попытка более мистического толкования юношеских и девичьих страхов в довольно стильной картине "Я знаю, что вы сделали прошлым летом", уонговский "Пункт назначения" скрещивает обычный кошмар, творящийся буквально рядом с нами, с той потусторонней силой, от имени которой выступает безличная Смерть. Разумеется, она не появляется собственной персоной в качестве костлявой старухи с косой в руках, и вообще знаки смертельного присутствия весьма разнообразны - так что не знаешь, как и в реальной жизни, когда тебя настигнет неминуемый конец. Кому быть повешенным, тот не утонет.
Юный Алекс Браунинг, по внезапному наитию спасшийся сам и избавивший еще несколько одноклассников и учительницу от грядущей авиакатастрофы, напрасно думает, что все они теперь счастливо избежали смертельной участи. Оказывается, природа (или как она там называется за пределами бытия?!) не терпит пустоты и любого сбоя в системе, даже в такой сфере, как перемещение "человеческого материала" с этого света на тот, где и находится конечный пункт назначения. В этом плане название "Final Destination" многозначно. Имеется в виду и пункт прибытия, указанный на бирке багажа, сдаваемого в аэропорту, когда группа американских школьников собирается лететь с экскурсией в Париж. Это и финальная черта на жизненном пути, который отмерен каждому строго по некоему высшему предписанию. Можно, конечно, излишне суетиться и пытаться во что бы то ни стало обмануть свое Окончательное Предназначение. Или же наплевать и расслабиться, здраво рассудив, что все равно "все там будем".
Вот и в самом фильме содержится весь подобный набор эмоций и маний, которые подчас с преувеличенным мистицизмом или же с "отвязанным пофигизмом" испытывают заурядные подростки из Америки. Перебор по части истерически пугающих или истерически хохмаческих реакций, возможно, и покоробит блюстителей чистоты возвышенного мистического жанра, который, в свою очередь, не смогла бы без идиотского смеха воспринять скептическая молодежная аудитория. А вот в случае, когда все так похоже на окружающую их действительность, но из-за невидимых смещений в пространстве и времени чуть ли не у всех поголовно начинает ехать "крыша" (порой и самая настоящая крыша вдруг сносится со здания - и тогда поберегись!), и этот резкий слом в привычном и знакомом поистине пугает - неудивительно, что дебютная кинолента режиссера с участием молодых малоизвестных актеров, стоившая всего 23 млн. долл., в американском прокате в два с лишним раза превысила свой бюджет. Если хотите, и в таком меркантильном плане она тоже достигла "пункта назначения". А явно открытый финал дает замечательную возможность продолжить кинопутешествие далеко еще не всех погибших героев по направлению к поджидающей их смерти.