0
4294
Газета Культура Интернет-версия

17.06.2000 00:00:00

Был и не был

Тэги: театр, Геленджик


- ТЕАТР "Торикос" возник в 1988 году как театр-студия на коллективном подряде (известная перестроечная модель) волевым усилием одного человека. Анатолий Слюсаренко, актер Ставропольского драматического театра, увлекся режиссурой и вернулся на родину, в Геленджик. Вокруг него собрались безумцы-единомышленники, которые нашли подвал, сами его перестроили и оборудовали. "Торикос" - древнее имя Геленджика, носившего его во времена, когда он еще был эллинской колонией. С 1915 года - года образования современного города - Геленджик не имел театральной истории. Скромный курортный город по советским нормативам не имел права иметь театр. И наконец, на волне перестройки, он возник.

С 1988 года мы проработали вместе двенадцать лет - Слюсаренко меня буквально выдернул из банка, где я тогда работала. Я мало что смыслила в театре, и он стал моим первым учителем, которому я многим обязана. Первые же спектакли Слюсаренко заставили говорить о нем как о ярком, самобытном художнике, а о существовании театра в маленьком городке - как об уникальном явлении. Постепенно мы стали получать признание. В 1989 году мы выехали на фестиваль "Кубань театральная" и взяли там Гран-при и несколько актерских премий. С тех пор каждый наш приезд приносил нам победу. Мэр Александр Прозоровский предложил нам переехать в новое здание.

Там мы выпустили "Любовь дона Перлимплина" по пьесе Гарсии Лорки - наш знаменитый спектакль, с которым мы объездили полмира. В следующем году Театр наций пригласил нас в Москву. Позже мы были в Болгарии, Франции, Словении, на фестивале Лорки в Испании, на фестивале русских театров в Марселе, на Национальном фестивале Коста-Рики (мы были вторым русским театром, побывавшим в этой стране), на фестивале в Каире, в Германии. Одними из первых мы стали использовать антрепризный метод: приглашали на постановки московских звезд - Евгения Герчакова и Тамару Котикову, Александра Феклистова и Дину Корзун. Они играли у нас в "Эдипе-царе" и "Не могу представить, что будет завтра".

Анатолий Слюсаренко нечасто ставил спектакли - такова его художественная натура, но в малюсеньком городе нужно всегда поддерживать ситуацию "свежести". Поэтому мы проводили в городе театральные встречи - совместно с московским Театром наций фестиваль моноспектаклей "Выхожу один я...", фестиваль нескучного театра "Барабулька" и форум "Июньский парадиз". На этих встречах побывало более дюжины театров - Геленджик все это видел, и мы считали, что город может гордиться нами.

- Если все было так хорошо, что же случилось?

- В 1998 году состоялись выборы мэра. Пришел новый человек - Сергей Озеров, который, к нашему сожалению, не любит театр. Наш театр голосовал не за него, а за прежнего мэра - Александра Прозоровского, мы помогали человеку, с помощью которого был создан театр. Вероятно, поэтому новым мэром мы были записаны в "черные списки".

В мае Озеров закрывает театру финансирование. В тот самый момент мы работали со студентами Марка Захарова: Сергеем Алдониным и Андреем Сычевым. Они вместе сделали роскошное площадное представление "Нептуния" с факелами, жонглерами, моноциклами, кинжалами, драконами и сражениями. И мы эти два месяца вынуждены были жить только деньгами, вырученными на этом уличном торжестве: с шапкой по кругу.

Первую атаку мы отбили - финансирование восстановили, но уменьшили, оставив только заработную плату. Но спустя некоторое время началось то, что иначе как настоящей травлей я назвать не могу. В чем нас только ни обвиняли - и в финансовых махинациях, и в отсутствии деятельности, и в том, что мы вечно за рубежом, и что приглашаем другие коллективы и известных актеров, и мало зарабатываем, но много актерам платим. Каждый наш мелкий просчет с размахом и страстью раздувался во властных структурах и местной прессе. Показательно то, что никто не предлагал сотрудничества, помощи - власть работала на уничтожение театра, в чем и преуспела.

- Неужели на мэра не повлияло широкое признание вашего театра на "большой земле"?

- Когда театр праздновал свое десятилетие, нас поздравляли все: Министерство культуры РФ, Российское театральное агентство Давида Смелянского, Российский национальный центр международной ассоциации любительских театров, Санкт-Петербургская театральная академия, Краевой департамент культуры, Чурикова, Караченцов, Галин, Юрский, но со стороны властей города - гробовая тишина.

Несмотря на настойчивые просьбы о личной встрече, мэр Озеров нас ни разу не принял. Несколько раз к нему приезжала генеральный директор департамента культуры края Лариса Пятигора с просьбой разобраться в нездоровой ситуации, сложившейся вокруг театра, но все оставалось по-прежнему.

Во все время существования театр "Торикос" предлагал городу массу проектов. Один из них - создание федерального театрального центра, предлагали программу фестивального движения (к тому времени единственный южный театральный фестиваль "Херсонесские игры" развалился) и концепцию ежегодного российского фестиваля "Новая пьеса" с привлечением финансирования из различных источников. Мэр мог бы нас использовать как силу, но предпочел планомерное уничтожение.

- Были ли творческие падения, ссылаясь на которые вас могли в чем-либо обвинить?

- В 1998 году Слюсаренко поставил спектакль "Плавала чарочка в сладком меду" по "Горькой судьбине" Писемского. В Краснодаре нас поругала критика, и впервые мы уехали оттуда без приза. И мэр сказал, что зря бюджетные деньги пропадают.

- Что в этот момент происходило с творческими силами театра, ведь финансовые вопросы формально касались только вас?

- Последние два года Слюсаренко говорил о том, что нужно менять концепцию театра, но в этих условиях ни о какой перестройке и речи быть не могло. И Слюсаренко перестал ставить, отошел от дел - атмосфера недоброжелательности, унижения, творческой несвободы его сильно угнетала. Слюсаренко фактически уходит на вольные хлеба. Его можно понять: в свое время он ушел из репертуарного театра, чтобы создать свой, новый, свободный, авторский театр, и возвращаться в ситуацию, когда художником "управляют", для него неприемлемо.

- Как вы представляли себе театр без Слюсаренко?

- С уходом Слюсаренко театр не стал мертвой единицей, он мог бы продолжать жить, став другим, видоизменившись. Кстати, мы играли спектакли до последнего. Новый творческий лидер должен был со временем выкристаллизоваться. Год-два мне хотелось поработать интендантом с театром со свободной площадкой под проекты, благо что таких проектов у меня очень много, я готова была под это собирать деньги и прессу. У нас на юге основной сезон - лето, так что приезжающие к нам актеры и режиссеры могли бы здесь окупить свой отдых на юге.

- Слюсаренко официально ушел из коллектива?

- 24 декабря Слюсаренко по окончании отпуска должен был официально уволиться. Но еще до окончания его отпуска нам "сверху" представляют нового художественного руководителя - Наталью Щурову, директора городского Дома культуры, бывшую актрису, человека из команды мэра. После уровня Слюсаренко такое назначение выглядит смешно. Цель Щуровой, которую она и не скрывала, - использование мощности театра для самодеятельности в духе того же Дома культуры. На базе "Торикоса" был создан театрально-зрелищный центр. Все, что по крупицам собиралось в течение многих лет, рассыпалось в чужих неумелых руках. Административная и постановочная часть ушли сразу, труппа практически перестала существовать. Даже названия театра не оставили, хотя, может быть, и к лучшему.

Мы боролись до конца - устраивали собрания и акции протеста, но все права были не на стороне театра, а городская пресса хранила молчание, ни один наш материал не был напечатан, ни один сюжет не показан на ТВ. На все вопросы мэр отвечает следующее: "Театр никто не закрывал, его просто реорганизовали. Если они распались - это их проблемы". И, насколько я знаю, это не единичный в России случай расправы с театрами. И если наш случай продолжает тенденцию, то театральному сообществу нужно серьезно об этом задуматься. Судьбу творческого коллектива единолично решает один человек, обладающий властью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


За два дня в выборах в Москве приняли участие почти 2,6 млн горожан

За два дня в выборах в Москве приняли участие почти 2,6 млн горожан

Галина Грачева

Голосование в столице проходит под контролем наблюдателей Общественного штаба

0
360
ЦИК отметил высокую явку на выборах в Москве

ЦИК отметил высокую явку на выборах в Москве

Татьяна Астафьева

К середине второго дня голосования в столице проголосовали более 2,2 млн человек

0
606
В первый день голосования проголосовали более 1,8 млн москвичей

В первый день голосования проголосовали более 1,8 млн москвичей

Галина Грачева

Подавляющее большинство избирателей сделали свой выбор в онлайн-формате

0
934
Прокол вуали. Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

Прокол вуали. Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

Петр Твердов

Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

0
1818

Другие новости