0
1231
Газета Культура Интернет-версия

16.06.2000 00:00:00

В окрестностях мистерии

Тэги: хореография, балет, фестиваль


Фрагмент балета "Свадебка".
Фото Игоря Захаркина

ВТОРОЙ Московский фестиваль современной хореографии организован Центром современной хореографии при Русском камерном балете "Москва" и журналом "Балет". Смотр не открыл ничего принципиально нового, но дал возможность еще раз подумать над тенденциями. Это прежде всего необъятно широкое понимание словосочетания "современный танец": все, что не классика. От номера, хоть сейчас годящегося на подтанцовки для шоу Киркорова, до постмодернистских пластических "пофигизмов" и метафизических медитаций. Аэробика и художественная гимнастика соседствовали с перепевами японского стиля "буто" и движенческим театром. В изображении роковых женских страстей принцип был тот же, что в некогда официальном искусстве "драмбалета". Мало кто из выступавших танцовщиков показал высокий исполнительский класс: кажется, что многие просто норовят укрыться за модным тезисом "современный танец - это такое дело, в котором может участвовать каждый желающий, независимо от умения и подготовки, было бы желание подвигаться".

Трехдневная фестивальная программа делилась на темы: школы и студии, номера, поставленные на музыку юбиляра этого года - Иоганна Себастьяна Баха, и опусы молодых хореографов. На фоне безликих студийных работ в лидеры вышла "Свадебка" на музыку Стравинского - проект Школы современного танца Николая Огрызкова. Хореограф-постановщик проявил умение профессионально работать с музыкальной партитурой. В постановке немецкого хореографа и педагога Улы Гайгес задействован лишь один из возможных смысловых мотивов "Свадебки" - ожидание обряда, пред-обряд. Это состояние очень подходит для девочек-подростков, учениц школы. По замыслу автора, они демонстрировали результат учебы - степень владения предложенным хореографом сочетанием заученной техники, сценической импровизации и интерпретации роли ( в данном случае - это пробуждение женской интуиции).

С музыкой как структурой так же, как и с серьезностью, сегодня работать не умеют, и молодым творцам хореографии сказать по этому поводу нечего, кроме патетического занудства и пластической псевдомногозначительности. Для участников фестиваля Бах поддается прочтению лишь в русле игры. Именно игровые варианты обеспечили успех работе Анжелики Шевченко "Я-блок-о!" (пять юных веселых дев в облике Евы танцуют с плодами) или спектакля Кинетического театра Саши Пепеляева "Не там". Пепеляевский проект - рваный брейк танцовщиков, работающих для нарисованных зрительских затылков на заднике, который безуспешно управляется безумным режиссером, декламирующим безумный речитатив по Хармсу. Зрители словно подглядывают в замочную скважину, каждый момент видя как бы неполную картину происходящего. Это вполне типичное современное зрелище, крушащее самое себя на логические осколки.

Среди удач фестиваля - фрагмент из спектакля "Геология времени" (группа "Плантация", хореограф - приглашенная американка Нэнси Зендора): группа женщин пластически взаимодействует с группой булыжников, создавая атмосферу, сходную с пребыванием в японском саду камней. Для любителей контактной импровизации предназначена "Левитация" в постановке и исполнении Анджелы Доний и Виталия Кононова: изучайте, как одно пространственное тело приспосабливается к близкому присутствию другого. Но все впечатления затмил финал фестиваля: проект Николая Наумова "Образы XXI века", обозначенный в программке как "композиция света, звука, пластики, цвета и видео". Было предисловие авторов, возвещающих о намерении поставить "мистерию 2000 года" в память о неосуществленном проекте Александра Скрябина; была "биомузыка", переливы красок на экране, похожие на калейдоскоп в детском волчке, игра на музыкальном инструменте "терпсивокс", крайне высокопарный текст про мироздание и пластические манипуляции нескольких персонажей в костюмах по мотивам женских платьев эпохи модерна. Проект провалился не только потому, что зал встретил его в штыки. Эта реакция - естественное следствие позиции авторов, искренне пытающихся создать "глобалку", но не понимающих, что время буквальных, копирующих язык наших предков из Серебряного века мистерий безвозвратно кануло в Лету и символистское мышление, выраженное языком прошлого, сегодня окажется лишь вымученным пассеизмом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1622
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1362
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1741
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
913

Другие новости