Народ любит Глазунова (на втором плане - Татьяна Доронина). |
РУССКИЙ народ любит русского живописца Илью Глазунова. А кто не любит - тот не народ. Причины этой любви следует искать в той модели поведения художника, которая, очевидно, по душе почитателям всевозможных талантов. В творце, к сожалению ли, к счастью ли, мы любим прежде всего оратора и уже потом - организатора эстетического пространства. Глазунов всегда говорил. Илья Глазунов - наш русский гений, а "русский - это тот, кто любит Россию и Глазунова", как сказал один из выступавших на торжественном заседании в Академии живописи, ваяния и зодчества в Бобровом переулке, тем самым закольцевав эти определения. Илье Глазунову - 70 лет!
...А Глазунов - народ (на трибуне - Валентина Матвиенко). Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
Народную любовь, как могли, выражали близкие Илье Глазунову люди: Михаил Швыдкой, Татьяна Доронина, Зураб Церетели, Валерий Ганичев, Андрей Дементьев и многие другие. Больше всех говорил, конечно, сам Глазунов. Он красноречиво рассказывал о положении Академии, показывал, как точно копируют его ученики холсты прошлого, напоминал аудитории о своих патриотических взглядах и ненависти к "демократическим коммунистам", призывал Думу выгнать из своих стен Билла Клинтона, президента Америки, которая "уже давно стала империей Зла", критиковал других деятелей искусства: "Васильев разгромил Большой театр, где переставил по-своему все классические балеты, приглашая на постановки шпану из других стран. Если бы меня назначили директором Третьяковки, я бы не стал переписывать "Боярыню Морозову" - написал бы свою".
Многие речи были посвящены тяжелым годам в судьбе Ильи Сергеевича: Валентина Матвиенко (она же познакомила Глазунова с указом президента о присвоении художнику ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени) рассказала, как хотели закрыть его первую выставку в Ленинграде. Глазунов тут же заметил, что только веское слово Валентины Ивановны, тогда комсомольского лидера, разрешило конфликт. Выставку продлевали три раза: все желающие не смогли пройти в выставочный зал. Многие вспоминали о "крестных муках" Глазунова, через кровавые терни продиравшегося к всенародной славе и к завоеванному праву публично заявлять теперь о своих политических предпочтениях. Писательница Лариса Васильева назвала Глазунова "нашим спасателем", намекая на терапевтическую роль Ильи Глазунова в современном художественном процессе. Кульминацией вечера стало выступление Ильи Резника, включавшее в себя торжественную оду к "Микеланджело России":
Спокон веков твердит
человечество,
Что нет пророков в своем
отечестве.
Только я вопреки пророчеству
Твержу твое имя и отчество.