Он - Путин. Это многое объясняет. Фото ИТАР-ТАСС |
В ОБЛАСТИ театрального искусства господдержку, быть может, впервые получили те, кто давно заслуживал признания и ждал адекватного шага оценки от госчиновников: прежде всего Кама Гинкас и Московский ТЮЗ - за ряд последних работ, а также лидер петербургской молодой режиссуры Григорий Козлов и его команда по созданию спектаклей "P.S." в Александринском театре и "Лес" в Театре на Литейном. Думается, что зря Комитет по госпремиям обошел стороной группу актеров и режиссеров Малого театра - в деятельности театра последних лет заметны именно государственные приоритеты в области культуры: формирование в спектаклях образа великой державы. Жаль прежде всего уникальной актерской команды Малого - созвездия мастеров.
Как и было сказано в "НГ" от 26.04.2000, за свои театры голосовали четыре члена Комитета по государственным премиям. Спектакль "Посвящение Еве" Театра имени Вахтангова (членом комитета был худрук театра Михаил Ульянов) слетел на одном из промежуточных этапов. Неудачный спектакль БДТ имени Товстоногова "Борис Годунов", за который ратовали Кирилл Лавров и Олег Басилашвили, смеем надеяться, после нашей публикации оставили за бортом. Четвертый участник голосования "за самих себя" - Сергей Арцибашев. Его работа в Театре на Покровке "Женитьба" тем не менее прошла в список получивших госпремии, что кажется нам по меньшей мере некорректным. Тем более что, как мы уже могли заметить, к прессе "наверху" прислушиваются.
В том, что "Сибирский цирюльник" получит госпремию, пожалуй, не сомневался никто. Можно спорить о художественной ценности картины как таковой, можно трижды усомниться в том, что детище Никиты Михалкова действительно несет в себе некую национальную идею и в том, нужна ли национальная идея вообще. Но сомневаться в том, что "Цирюльник" действительно стал самой "прокатной" российской картиной 1999 года, не приходится. К сожалению, "Блокпост" Александра Рогожкина, сделанный гораздо более тонко и, если можно так сказать, нервно, не выдерживал конкуренции с размахом и масштабными амбициями фильма Никиты Михалкова. Присуждение государственной премии кировскому режиссеру Алексею Погребному за документальный фильм "Лешкин луг" свидетельствует о том, что неигровое кино, которое в России нынче по своей значимости и количеству талантливых режиссеров почти что "перекрывает" игровое, наконец-то попало в поле зрения ценителей киноискусства от государства. Специалисты и в России, и за рубежом уже успели присудить Алексею Погребному чуть ли не все возможные премии на всех возможных фестивалях. Теперь, кажется, документальное кино начинают у нас признавать на государственном уровне.
Все-таки удивительно, что никто из деятелей отечественного балета не попал даже в список номинантов, - трудно поверить, что этот год не принес нам ничего нового по части танца. Впрочем, не стоит говорить о том, чего, как показалось высокой комиссии, у нас нет. Список номинантов госпремии по музыкальной части, как соответственно и список лауреатов, оказался более чем лаконичным. Каждый из концертов Элисо Вирсаладзе, возглавляющей список лауреатов, без всякого преувеличения становился событием - не только из-за бесспорного технического совершенства, но и в силу особого романтического настроя каждого ее выступления. Пожалуй, что коллега Вирсаладзе по госпремии - постановочная группа цикла спектаклей под общим названием "Оперная Пушкиниана" в Пермском драматическом театре - не вызывает столь однозначных положительных эмоций. Очевидно, что не все спектакли одинаково удались режиссеру Георгию Исаакяну и художнику Игорю Гриневичу, да и сам исходный музыкальный материал далеко не равноценен. Некоторые сомнения вызывает общий исполнительский уровень, прежде всего состояние оркестра под управлением Вадима Мюнстера. Для тех, кто знаком с Пермской оперой, очевидно, что за последние сезоны театр заметно деградировал.
Из области литературы так или иначе увенчанными оказались всего два человека - Владимир Маканин и Борис Заходер. Этот премиальный расклад был, что называется, предрешен: из трех номинированных прозаиков безусловным фаворитом был, конечно, Маканин - во-первых, именно его прочили в лауреаты в кулуарах (а в кулуарах знают все), во-вторых, конкуренты - Анатолий Ким и Людмила Улицкая (во всяком случае, те их произведения, которые были выдвинуты) по-настоящему соперничать не могли - даже при всех минусах романа "Андеграунд", не получившего, напомним, почти что гарантированного ему Букера.
Что касается Заходера, то "НГ" ("Кулиса" от 18.02.2000) уже писала, что из всего списка поэтов премии он заслуживает больше всех - даром, что проходит по разряду детской литературы. И даже нет никакой разницы, хорошо или плохо формально удостоенное госпремии "Избранное" - для нашей детской литературы этот человек сделал столько, что никакому другому не снилось. Хватило бы и одного гениального "Винни-Пуха", благодаря Заходеру заговорившему на настоящем русском языке.
Достойным выглядит и награждение Елены Камбуровой (в области эстрадного искусства).
В области просветительской деятельности премии получили создатели общероссийского телеканала "Культура" - Дмитрий Лихачев (посмертно), Татьяна Паухова и Михаил Швыдкой, а также цикла "Старая квартира" - Григорий Гурвич (посмертно), Анатолий Малкин, Виктор Славкин, Кира Прошутинская и другие. Также были отмечены издатели журнала "Наше наследие" Владимир Енишерлов и Александр Рюмин.
Вручение премий двум другим театральным лауреатам-фестивальщикам выглядит более чем странным. Премию получили организаторы не самого интересного театрального смотра России "Липецкие театральные встречи" - известно, что театральная секция не голосовала за них. Зато к организаторам другого, очень известного и очень престижного фестиваля - "Рождественские встречи" в Новосибирске - по какой-то неведомой причине присовокупили участников: Эймунтаса Някрошюса, Римаса Туминаса и Роберта Стуруа - видимо, за одно только то, что они приехали в Сибирь в гости.
Госпремия в области "изо" снова разделена. На троих. Что это значит - ясно. Никто, выходит, в одиночку не достоин того, чтобы получить премию. Каждый может претендовать на треть. Так будет продолжаться и дальше, в конце концов эта награда превратится в ускользающе малую величину: будет делиться на четверых, пятерых и далее вплоть до бесконечности. Важно никого не обидеть и учесть противоречивые интересы членов Комиссии по награждению.
Эдуард Браговский - заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств. Больше о нем сказать нечего. Учился живописи в Вильнюсе и Москве. Выставляется с середины пятидесятых. Известен как пейзажист. В этом жанре российского искусства давно уже нет достижений. Речь идет о качестве. Потому что количество производимых пейзажей не уменьшается. Но стоит ли снова меряться с Левитаном? Браговский - пейзажист в законе. Живопись а-ля прошлый век. Годится для салона "ЦДХ-2000".
Иулиан Рукавишников - монументалист. В Нью-Йорке, в нашем представительстве при ООН установлено его "Древо жизни". Но Госпремию он получил за "Тушканчика", "Блоху" и другие малые работы. Его цикл "Природа" ныне активно продвигает галерея "М"АРС". Иулиан Рукавишников - потомственный скульптор - сын Митрофана Рукавишникова. Конечно, окончил Московский Суриковский институт. Выставляется с середины пятидесятых. Конечно, членкор Российской академии художеств. Народный художник России. Его сын Александр и внук Филипп продолжают семейное дело.
Искусство ветеранов в почете. Такое впечатление вызывают два этих лауреата. Оба - традиционные реалисты в семидесятых, перестроились в духе мягкого модернизма в восьмидесятых-девяностых. Единственная женщина в этой компании - Ирина Старженецкая. С ней - другая история. Окончила художественную школу при Суриковском институте, потом и сам институт. Участвует в выставках с середины шестидесятых. Уже в семидесятых критики отмечали ее интерес к русскому художественному наследию. В девяностых она пришла к религиозной картине. Сегодня Ирина Старженецкая одна из немногих, кто всерьез переосмысливает традицию фрески. Она автор росписей храмов Воскресения Христова в Тарусе и Малое Вознесение на Большой Никитской. За что и получила награду.