НЕДАВНО теплым парижским вечером десятки шикарных лимузинов запрудили улицу Гринель в центре города, рядом со знаменитыми Музеем Родена и Домом Инвалидов. Французская политическая, финансовая и дипломатическая элита съезжалась в старинный, XVIII века, особняк д"Эстре, в котором располагается резиденция российского посла Николая Афанасьевского. Депутаты французского парламента и Великая княгиня Леонида Романова, послы европейских стран и русские эмигранты первой волны со звучными русскими фамилиями пришли на концерт солиста Большого театра России Владимира Маторина. За необъятную мощь голоса и богатырскую стать этого певца давно уже называют настоящим русским басом. Естественно, поэтому, что в Париже Маторин (в ансамбле с двумя музыкантшами - своей супругой пианисткой Светланой Маториной и супругой посла скрипачкой Ларисой Ивановой) пел самые популярные русские романсы. Глинка соседствовал с Даргомыжским, Мусоргский с Булаховым, комические сценки сменялись трагическими монологами, а лирические признания - драматическими размышлениями. Вместе получилось нечто вроде музыкальной исповеди русской души - несущейся от тоски к бесшабашной радости и вновь к печали.
Невольную конкуренцию звезде Большого составили парижские соловьи, которые, как оказалось, во множестве обитают в прилегающем к особняку парке. На протяжении всего концерта своими звонкими трелями они заполняли паузы. Благо окна в огромном зале были распахнуты настежь. А как только Маторин начинал петь - замолкали, словно признавая превосходство "коллеги".
Концерт Маторина стал событием в небедной, мягко говоря, культурной жизни Парижа. Гостей пришло так много, что не хватило стульев, и некоторым посчастливилось посидеть на антикварных, обитых гобеленами, диванах XVIII века. Интерес к русскому басу подогревался и тем, что вскоре певец выйдет на сцену Опера Бастиль в опере Прокофьева "Война и мир". Парижанам не терпелось послушать иной, камерный репертуар певца.
Выступление Маторина стало вторым концертом цикла "Российские музыканты - третьему тысячелетию". Возникнув два года назад как московский проект - тогда русские звезды выступали в резиденциях стран "большой восьмерки" и Европейской комиссии, - цикл в 2000 году пересек границы России и стал международным событием. "Переехав за границу, нам удалось сохранить "фирменные" черты - масштабность, уровень исполнителей и жанровое разнообразие концертов, хотя в нынешних экономических условиях удержать такой высокий творческий уровень очень сложно", - признался продюсер концертов Борис Рубин. - Тем не менее благодаря поддержке МИДа и Минкульта России, Российского комитета по встрече третьего тысячелетия и благотворительного фонда "Музыкальные собрания" мы надеемся на продолжение русских музыкально-дипломатических сезонов. На очереди у нас Рим и Лондон".