Новый пешеходный мост в день его торжественного открытия. Вид из Тейт-галереи. Фото Михаила Сидлина |
НАШУМЕВШЕЕ открытие Современной Тейт в очередной раз притянуло все внимание мировой прессы к культурной жизни Лондона. Неотъемлемой частью события стало официальное открытие единственного в городе пешеходного Моста Тысячелетия. Эта изящная конструкция - произведение рук таких мастеров, как скульптор Антони Каро и архитектор Норман Фостер, - почти иллюзорное сооружение, соединило собор св. Петра и Современную Тейт. Мост открыли 9 мая, но после официальной церемонии, на которой присутствовала королева, он так и не стал доступным для публики. То, что Мост начнет функционировать на месяц позже - 10 июня, а также тот факт, что его сооружение в два раза превысило первоначальную смету в 10 миллионов фунтов стерлингов, никого не удивило. После громкого провала проекта "Купол Тысячелетия" (Millennium Dome) и постоянных неполадок с Колесом Тысячелетия (Millennium Wheel) ситуация с Мостом воспринимается как еще одно звено в цепи просчетов, допущенных в спешке на пути к новому веку и тысячелетию.
Архитектура - любимица всех власть имущих, от египетских фараонов до Юрия Лужкова. Она изменяет города и дает зримый облик и название эпохам. Тело Лондона было решено омолодить к рубежу тысячелетий. Огромные средства были влиты и продолжают поглощаться двумя нашумевшими проектами - Куполом и Колесом. Оба сооружения были построены для одного события - встречи 2000 года. Оба являются самыми большими постройками такого рода в мире. И Купол, и Колесо к тому же сооружения временные и будут доминировать над городом всего несколько лет. Возведение двух конструкций сопровождалось скандалами, открытие - разочарованием, а функционирование не раз подвергалось критике. Сейчас, когда ажиотаж по поводу встречи года 2000 и страсти вокруг него - дело прошлое, хочется спросить: а стоят ли эти сооружения всего шума?
Купол решили построить в восточной части Лондона, на полуострове Северный Гринвич. Здесь давно пустовала территория примерно в 90 гектаров, бывшая некогда промышленной зоной - с прекрасным видом на реку. Землю расчистили и вырыли огромный котлован для круглого в основании здания. Меньше чем за год (с лета 1997 г. по весну 1998 г.) возвели внешнюю оболочку купола. Это конструкция, имеющая один километр в окружности. Она занимает 10 гектаров земли. Купол поднят над уровнем земли в самой высокой своей точке на 50 метров и вмещает в себя 40 000 посетителей. Купол - это 100 000-метровое полотно из фибергласа, натянутое 70 километрами троса, с поддержкой из 12 стометровых мачт. Мачты пронизывают полотно и выходят наружу, к ним со всех сторон сбегаются концы тросов. По виду напоминает проект Дворца труда братьев Весниных.
Четыре года группа архитекторов и инженеров работала над проектом и его воплощением. Одной из ключевых фигур стал Ричард Роджерс, автор Центра Помпиду в Париже, успешно функционирующего уже несколько десятилетий, а также известного здания Ллойдз - крупнейшего центра страхования в мире. Металлические изгибы Ллойдз доминируют в ансамбле лондонского Сити. При посещении этого здания меня шокировал невероятный контраст между блестяще выполненным фасадом, общим решением внутреннего пространства и собственно офисами - маленькими кабинетами, лишенными окон, и коридорами, где свет и температура одинаковы 365 дней в году, днем и ночью. Они вызывают неприязнь и депрессию у работающих там специалистов. Боюсь, то же самое произошло и с внутренним пространством Купола.
31 декабря 1999 года - официальная дата открытия Купола Тысячелетия. В предновогодней запарке организаторы упустили из виду многое. Например, они не позаботились о том, как тысячи людей, купивших билеты на "самое грандиозное празднование встречи нового тысячелетия" (по словам премьер-министра Великобритании Тони Блэра), попадут в здание. Система проверки билетов и приглашений не была продумана, и несчастные встретили 2000 год в огромной очереди, замерзшие и злые. Ошибка не была исправлена и в январе: первые посетители с билетами на руках, заказанными заранее на конкретную дату и не подлежащими обмену, ждали в очереди часами.
Обещано было 15 развлекательных и образовательных зон. Плюс центральная арена, где постоянно проходят шоу, и выставочные помещения. Названия зон - "Наша планета", "Игры", "Отдых", "Вера", "Сознание", "Тело" и т.д. Они содержат информацию о внутреннем мире человека и окружающем его пространстве - идея прекрасная, но утопическая. В результате чего популярностью пользуются только две зоны: "Игры" (все виды игр и аттракционов, включая новейшие "виртуальные" игрушки) и "Тело" (огромная модель организма человека, в которой можно прогуляться, слушая пульс гигантского сердца, подвешенного под потолком). По статистике - лишь 40% посетителей считают, что приятно провели время, большая часть людей уходит раздраженными из-за потерянного дня и обманутых ожиданий. Восемьсот миллионов фунтов стерлингов было потрачено на возведение конструкции. В феврале стало очевидно, что новорожденному требуется инъекция в 60 миллионов, чтобы выжить. Из ожидавшихся 33 000 ежедневных зевак пока налицо лишь третья их часть.
"Сделайте содержание соответствующим! Детям нравятся некоторые моменты, но все это так напоминает эдакую промышленную выставку в Диснейленде. Если содержание расплывчато, не сфокусировано и скучно, люди не придут", - писала газета "Гардиан". Для лечения пригласили специалиста по проблемам непопулярности - бывшего главу "Диснейленда" в Париже. И что же - сейчас бабочке-однодневке понадобилось еще тридцать миллионов: ведь ни пасхальные каникулы, ни начавшийся туристический сезон ожидаемых прибылей не принесли. Неудивительно, что у владельцев дорогой игрушки появилось желание от нее избавиться. В данный момент обсуждается возможность преждевременного закрытия Купола, и уже ведутся торги по его продаже желающим приспособить Купол для иных нужд. "Я призываю людей поддержать этот проект, ибо я верю, что он - во благо Британии. Он - символ созидательных способностей и талантов нашего народа. Это - возможность для нас всех очертить наше будущее и войти в XXI век, видя перед собой цель, ощущая надежду и единение. Это будет время, когда весь народ вместе придет в восхищение от увиденного, его наполнят высокие чувства и вдохновение", - сказал Тони Блэр в своем обращении. Ни больше ни меньше. Купол должен был стать символом нового правительства лейбористов, так долго отлученных от власти консерваторами, символом единой Британии, опасающейся возможности затеряться среди других народов Объединенной Европы. Скорее же всего Англия получит лишь свой "Диснейленд". А пока партия лейбористов с треском провалилась на майских муниципальных выборах.
"Глаз Лондона" - огромное колесо обозрения. Он "оказался всем тем, чем Купол не является: вдохновляющим, стильным и интересным" - раздались одобрительные возгласы в прессе после того, как эта конструкция все-таки была запущена - на месяц позже запланированного срока. Скептическое отношение к проекту, а также целая серия неудач, связанных с процессом возведения и запуска "Глаза", мало способствовали его популярности. Коммерческая, изначально, идея принадлежала компании "Британские Авиалинии" и Группе "Тюссо" (Музей мадам Тюссо и С╟). По официальным сведениям, Колесо будет возвышаться над рекой и городом пять лет а, после принесения ожидаемой прибыли будет демонтировано. Кое-кто намекает, что то же самое намеревались сделать с Эйфелевой башней и со Статуей Свободы.
Колесо было возведено на южной стороне Темзы. Лондонцы издавна оценивают все, что "по ту" сторону реки подозрительно. Особой нелюбовью пользуется новый огромный культурный центр "На Южной Набережной", рядом с которым Колесо и возведено. С самого начала авторы конструкции Девид Маркс и Джулия Берфилд хлебнули лиха - летом 1999 года уже готовую конструкцию, зависшую горизонтально над Темзой, не могли поднять. Неудачу инженеров лондонцы могли наблюдать в погожий выходной день с разных точек - благо размеры нервно вздрагивавшей в воздухе махины позволяли. Затем дата начала работы Колеса неоднократно переносилась. Даже в волшебную Новогоднюю ночь пришлось разочаровать многочисленных VIP-персон, приглашенных отметить это событие на высоте 135 метров (443 фута - англичане не доверяют "французской" метрической системе), так как Колесо было признано опасным для пассажиров из-за технических неполадок. Наконец, второго февраля на борт были приняты первые пассажиры - журналисты, первые заказчики билетов, победители конкурсов и лотерей.
Колесо расположено между мостами Вестминстер и Ватерлоо, прямо напротив Парламента и Биг Бена. Оно оснащено 32 капсулами - кабинами, вмещающими 25 человек каждая, движется со скоростью 3 км/ч. Смотрится чудесно, но, правда, с наступлением жарких дней в конце мая стеклянные капсулы кабин превратились в теплицы: второпях не позаботились о хорошем кондиционировании. Но это мелочи, ведь оказаться над городом, увидеть под собой Букингемский дворец или собор св. Петра, весь муравейник жизни - это удовольствие, которое теперь можно купить. Колесо возносит ввысь, на тот уровень, с которого короли и императоры взирали на свои владения, и опускает на землю, давая на миг ощущение могущества и избранности. С другой стороны, как еще можно увидеть город, охватить его взглядом, пробежать глазами по главным артериям этого организма, увидеть истинную красоту архитектурных сооружений и ансамблей? А незабываемое ощущение парения, разве его можно сравнить с чем-либо другим? Колесо даст каждому то, что от него ожидают. Оно дает возможность воплотиться старым, извечным мечтам. Купол пытается забрать в себя все - как самого человека, так и созданное им. Колесо просто делает доступным то пространство, с которого мы можем все это увидеть. Подлинник всегда лучше репродукции.
Лондон