Владимир Васильев был и остается артистическим директором Большого театра. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
- Владимир Викторович, что вы можете сказать по поводу грядущих организационных сенсаций в Большом театре, предрекаемых СМИ?
- Повторял много раз и повторяю еще - мне ничего не известно, для театра это только слухи. Я не могу комментировать все, что говорят. Потому что врут без зазрения совести. Вот недавно прочитал, что после критики, полученной на мою постановку "Лебединого озера", я объявил войну многим журналистам и велел не пускать их в театр, а они решили добиваться справедливости через суд. Ну не подавал никто в суд на Большой театр из-за таких запретов, не было ни одного судебного разбирательства с журналистами по этому поводу. И не могло быть, потому что я никогда не отдавал подобных глупых приказов. Это, видимо, чьи-то видения. И как мне с ними быть - опровергать галлюцинации? Или вдруг с изумлением выясняю, что ГАБТ был многие годы под личной опекой президента, потому что, я, оказывается, "плечом к плечу" с Ельциным стоял на баррикадах в 1991 году во время путча ГКЧП. Я, может, и стоял бы, но, к сожалению, меня не было тогда в Москве. Да, наверно, меня тогда и не допустили бы к Ельцину, даже влезть на танк. Почему бы автору этой "сенсации" не спросить меня самого, как было на самом деле?
- Но неужели вы не интересовались у официальных лиц, насколько достоверны, например, разговоры о слиянии дирекций Большого и Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева?
- Почему же, я говорил на эту тему с министром культуры Михаилом Швыдким, спросил его, как он относится к таким проектам. Он ответил коротко: это бред.
- Есть и другая журналистская версия, связанная с Министерством культуры: передать театр под его юрисдикцию, то есть, видимо, изъять ГАБТ из федерального списка особо ценных культурных объектов общероссийского масштаба...
- Ничего об этом не знаю. Но не кажется ли вам, что эта версия исключает версию о слиянии ГАБТа и Мариинского театра? Или нас совместно, так сказать, в объединенном виде, отдадут министерству? И меня с Гергиевым заодно включат в состав какой-то "концертной дирекции", якобы планируемой совместно для ГАБТа и Кремлевского дворца? Под руководством директора труппы "Кремлевского дворца съездов" Андрея Петрова. Такое мне тоже приходилось читать. Искренне хотелось бы выяснить у автора: какой именно из этих почти взаимоисключающих слухов - самый популярный в кругах сплетников о театре?
- На праздновании вашего 60-летия в царской ложе ГАБТа не было ни президента, ни членов правительства. Это тоже дало повод для разговоров о немилости власть имущих к Васильеву...
- Это правда, Владимир Путин не приехал, поскольку был вне Москвы с государственным визитом. Валентина Матвиенко, представлявшая правительство, не захотела сидеть в царской ложе и находилась в партере. Что касается других высокопоставленных лиц, то они присутствовали, хотя я не помню точно, кто именно был. Приглашения были разосланы по официальному протокольному списку. Кто-то откликается, кто-то нет. По-моему, это нормально.
- В прессе намекают на "тяжелый разговор в Кремле", после которого вы якобы сами заявили, что готовы уйти в отставку...
- Вот опять я должен отвечать на чьи-то вымыслы. Не было никакого разговора! Ни тяжелого, ни легкого. Ни с кем. И заявлений об отставке я не делал.
- Вы подписали документы на проведение в ГАБТе в 2001 году очередного Московского международного конкурса артистов балета. Значит ли это, что вы помирились с тем, кого называют вашим "лютым врагом" - Юрием Григоровичем, традиционно возглавляющим конкурс? Или это признак вашего скорого ухода из театра? Говорят, что именно из-за его обещания не переступать порог ГАБТа, пока вы в нем директор, предыдущий конкурс впервые за многие годы проходил не в Большом, а в другом театре...
- Я действительно подписал соглашение о проведении конкурса с Министерством культуры по его, министерства, просьбе. А почему бы нет? Это престижный международный смотр, он должен проходить у нас в театре. С Юрием Николаевичем никаких переговоров на эту тему я не вел. Да, у нас с ним были разногласия, но "лютым врагом" я его никогда не считал и не считаю. Я с самого начала ему звонил, еще пять лет назад, когда нас активно ссорили его и мои сторонники и противники. Я хотел предложить ему поставить новый балет в ГАБТе. Григорович - талантливый балетмейстер, его спектакли должны быть в репертуаре Большого театра, и они постоянно есть в афише. Недавно я приглашал его на свой юбилей. А приходить или не приходить Григоровичу в театр - его личное решение. Вопреки распространенной версии я не пришел в ГАБТ "на смену" Григоровичу - ведь он никогда не был директором театра. Более того: когда мне в свое время предлагали его место, а он тогда еще работал главным балетмейстером - я отказался. Я сказал - эта должность меня не интересует, мне интересен Большой театр в целом, моя главная задача была - объединить все компоненты театра, потому что их высокий уровень и делает ГАБТ неповторимым. Оттого я и согласился занять нелегкий директорский пост.
- У вас, в отличие от сотрудников всех подразделений ГАБТа, нет контракта, поскольку вы назначены на должность директора приказом председателя правительства. Вы это неоднократно повторяли, но по-прежнему пишут о том, что "контракт Васильева... может быть закрыт по истечении театрального сезона".
- Могу еще раз повторить для тех, кто недопонял или не хочет понять: никакого контракта у меня нет, и потому "закрывать" нечего. В принципе я могу быть уволен, как говорится, одним росчерком пера.
- И все же вы допускаете возможность, что такое решение уже тайно принято "наверху", просто вы о нем не знаете?
- Теоретически допускаю. Может быть, на самом деле существует указ, который лежит в каком-то из многочисленных ящиков в правительстве или в администрации президента. И ждет своего часа. Еще раз повторяю, теоретически это может быть. Потому что есть прецеденты. Сколько раз мы с вами наблюдали - важные государственные чиновники узнают о своем увольнении из средств массовой информации. Раз это в принципе происходит - почему не может произойти со мной? Хочу еще сказать о контрактах, чтобы у журналистов не было многочисленных ошибок. Контракты с артистами подписываются на год, точнее, на театральный сезон. Потом они продлеваются - если продлеваются - еще на год или даже на два, например кордебалету. Сейчас почти все контракты на следующий сезон уже подписаны. И непонятно, откуда в прессе появляются другие даты - октябрь, Новый год и так далее.
- Стало известно, что у вас разногласия с руководителем оперы ГАБТа Юрием Григорьевым...
- Какие разногласия? У Григорьева был тоже годовой контракт, как у всех руководителей подразделений ГАБТа. Он скоро заканчивается. Пока новый контракт с ним не подписан.
- Ваши отношения с Мстиславом Ростроповичем и Майей Плисецкой на сегодняшний день? Говорят, что вы с ними в ссоре...
- С Ростроповичем у нас натянутые отношения, вернее, нет никаких отношений, потому что разговора с ним давно не было. Я - единственный член худсовета ГАБТа, который голосовал "за", а не против проекта Мстислава Леопольдовича: он хотел поставить в театре "Леди Макбет Мценского уезда". Увы, Ростропович обиделся на отказ. Хотя я ему все тогда объяснил: ГАБТ - это не личный театр Васильева, и я не один решаю. Я не могу отменить решение худсовета. Отношения с Майей Михайловной? Она - гордость российского балета. Вот скоро будем отмечать в театре ее юбилей.
- У журналистов всегда есть свои источники информации. А имеете ли вы подобные связи в тех учреждениях, от которых зависит ваше душевное спокойствие? Можете ли неофициально и достоверно выяснить, что в разговорах о переменах в ГАБТе - правда, а что - ложь?
- Увы, я как-то упустил из виду это важное дело. Не завел себе "источников". Некогда этим заниматься. Если разгадывать такие ребусы - в театре все надо забросить.
- Но, видимо, директору тяжело строить долгосрочные планы, если он живет под психологическим гнетом "уволят - не уволят"? И при этом читать о "творческой деградации" ГАБТа?
- Вот уж, поистине, нет пророков в своем отечестве. Неужели для того, чтобы быть по достоинству оцененным в прессе, нужно уезжать за рубеж? Читайте хотя бы последние публикации в английских и американских газетах о гастролях ГАБТа. Там сказано: "Большой - по-прежнему великий театр". Тяжело отвечать на постоянные вопросы "а правда ли, что..." Но в работе я прохожу мимо всего этого. Мои планы - это планы театра, и они осуществляются независимо от подобных разговоров. Возможно, если б я не был на посту директора и не боялся чрезмерно погрузиться в трясину дрязг, я бы по-другому говорил с авторами сплетен. Пора положить предел вранью и фактическим ошибкам. Ведь врут даже о том, как я приезжаю в театр. Пишут, что видели мой "неновый белый "Мерседес", стоящий у директорского подъезда. Интересно, откуда он появился в печати, если его нет в природе? Я езжу на служебной машине - зеленом "форде", действительно неновом. Написал на все это эпиграмму. Дарю ее "Независимой газете". Помните, у Высоцкого в одной из песен есть слова про "злобных старух", разносящих сплетни? У меня получилось так:
Неистребимы нынче слухи.
Из ничего рождают бурю
Не только злобные старухи,
Но и "эксперты" по культуре.