АкадемиЯ художеств обнародовала на днях концепцию предстоящей выставки под названием "Императорская-Российская академия художеств. История и современность". Можно сказать, наконец-то обнародовала, так как о том, что выставка "вот-вот откроется", говорят уже более года. Выставка задумывается как эпохальная, долженствующая показать все достижения академии за все 150 лет ее истории. Соответственно подготавливается и антураж: экспозиция откроется, как уверяют устроители, в конце сентября нынешнего года в новых залах по адресу: Пречистенка, 19. Напомним, что эта территория, площадью более 5 тыс. кв. м., еще совсем недавно принадлежала армии (а именно - военной цензуре) и была передана Академии художеств, как говорят, благодаря усилиям президента академии Зураба Церетели. Ныне она отремонтирована и подготовлена к экспонированию.
Концептуально в будущей экспозиции выделяются две основные линии. Первая, которую можно назвать исторической, должна показать "основные исторические достижения академии в течение трех веков ее существования". Эта линия будет иллюстрирована рядом работ академических мастеров прошлого во всех областях изобразительного искусства и архитектуры. Здесь стоит особо отметить мозаики и архитектурные модели из собрания академического музея в Санкт-Петербурге. (Вообще обещается делать акценты на наиболее редко экспонировавшиеся произведения.) Тут же будут показаны важнейшие исторические документы академии, ее уставы, награды и прочее.
Второй составной частью "первого мейнстрима" выставки будут работы художников XX столетия, причем представлено будет творчество всех тех, кто так или иначе соприкасался с академическими учреждениями в своей творческой деятельности. Здесь будут работы и академиков и членкоров, и преподавателей и аспирантов, и дипломантов и лауреатов - всех, кто учил, учился, выставлялся, награждался или участвовал в деятельности институций академической принадлежности. Кстати, уже возникли некоторые сложности с комплектацией выставки: Русский музей в Петербурге пока отказывается предоставить произведения академиков, да и московская Третьяковка тоже еще не решила, участвовать ли в выставке.
Наконец, вторую, основную, линию концепции можно назвать "педагогической". Она призвана выстроить академическую педагогическую вертикаль: начиная с работ учеников детской студии искусств при НИИ теории и истории изобразительного искусства - к произведениям лицеистов из Москвы и Санкт-Петербурга, затем работы студентов суриковского и репинского институтов, произведения аспирантов, и, наконец, опять приходим к вещам действительных академиков. Так сливаются оба "мейнстрима", сойдясь в одной вершине, которой устроители считают произведения кисти, карандаша и резца мастеров заслуженных, обладающих всевозможными званиями и наградами. Наверное, они правы - ведь в академическом направлении развития искусства критерием качества всегда являлись регалии.