0
749
Газета Культура Интернет-версия

02.06.2000 00:00:00

Дама с катафалками

Тэги: балет


ХОРОШО, что на премьере в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко не было феминисток. Они бы разнесли в клочья уже "краткое содержание" балета - за откровенно прикладной взгляд мужчины на женщину. И не посмотрели бы, что героиня - куртизанка. (В программке написано: "Маргарита - создана для наслаждения".) Вообще текст программки совершенно самодостаточен: здесь исчерпывающе расписаны все переживания, которые должны по ходу дела возникать у зрителя, что объясняет идею, сформулированную хореографом Дмитрием Брянцевым: в балете он "хотел создать эмоцию". Очевидно, не доверяя зрительской начитанности и интуиции или не надеясь на чары собственного танцевального убеждения, хореограф указывает, какую именно эмоцию: "одиночество, страх, обреченность, надежда, желание, любовь, сладострастие, удовлетворение, похоть, торжество любви, беззаботное счастье, соблазнение, отчаяние, вызов, оскорбление, боль, раскаяние, смерть". Если добавить к списку упоминаемые тут же деньги, роскошь и болезнь - то хореография уже ничего добавить не сможет, в лучшем случае она проиллюстрирует "краткое содержание".

Музыкальный фон балета - конечно же, Верди и "Травиата", но в обработке современного композитора Владимира Корчагина, добавившего к сентиментальности XIX века сатирически-зловещие нотки XX и стук метронома (или сердца?) в начале и финале балета. Декорации и костюмы были заказаны Валерию Левенталю. В первом акте он ограничил сценическое пространство тусклыми зеркалами под огромной, нависающей, словно дамоклов меч, люстрой (бал) или без люстры (комната), во втором - вспомнил о "Кувшинках" Клода Моне и расписал задник очень похожим прудом без кувшинок (деревня). В сельских сценах одел действующих лиц поголовно в белое, в бальных - сначала в положенные фраки и бальные платья, а в конце, когда все карты негодяев выложены на стол и все маски сброшены, - в красные пиджаки парижских апашей, корсеты и чулки на подвязках.

По количеству действующих лиц "Дама с камелиями" - рекорд лаконизма. Кроме Маргариты и Армана, есть еще только один главный персонаж - некто Лысый, собирательный образ тех, кто наслаждается Маргаритой. Вокруг этих трех кружится кордебалет в виде светского, полусветского и откровенно бордельного общества. В замысел входит также и похоронный лейтмотив: Маргарита с самого начала одержима страхом смерти, периодически разъезжая по сцене в инвалидном кресле и задолго до кончины показывая танец-агонию. На заднем плане то и дело проезжает катафалк, растолковывая совсем уж непонятливым, что речь идет о трагедии. Еще одна часть замысла - театр в театре. Каждый акт начинается с того, что малиновый театральный занавес поднимается лишь с одного бока, создавая встречу двух зрительных залов - подлинного и сценического. То ли просто жизнь, то ли пьеса о жизни. К тому же и отрицательный Лысый, и положительный Арман половину действия проводят в боковой ложе, смотря балет о самих себе и периодически врываясь в действие непосредственно из наблюдения. Брянцев дает зрителям массу подсказок. То Маргарита в первом акте танцует в черном платье и с чрезмерным черным гримом на лице (хотите, воспринимайте как символ грязи, в которой она живет, хотите - чувствуйте намек на маску смерти). То во втором действии появляется большой вставной дивертисмент: танец поселян, который смотрят сельские аристократы, с кульминацией - вставным па-де-де из "Жизели". Видимо, это знак загородной идиллии. Но тогда почему бы не поставить здесь собственные танцы? А они помешали бы понять еще один намек: задуманное хореографом сходство Маргариты с героиней романтического балета. Недаром в трудные минуты она мечется по сцене, точь-в-точь повторяя знаменитую сцену сумасшествия из финала первого действия "Жизели". Притягивание драмы наивной поселяночки к повествованию о чересчур искушенной горожанке-алкоголичке, пьющей прямо из бутылки, выглядит насилием над обеими историями. Да и показанный "жизельный" танец с праздника урожая никак к общему смыслу не отсылает. Зато возникает непредусмотренный комический эффект - вряд ли танцоры Парижской оперы приезжали в деревню по вызову.

Наталия Ледовская в партии Маргариты очень хороша, хотя ее танец часто идет против предлагаемых обстоятельств роли. Поскольку у Брянцева своеобразное понятие о балах, пусть и полусветских, он заставляет героиню отдаться трем клиентам подряд прямо посреди бального зала, на стоящей тут же оттоманке, что превращает блестящую куртизанку в тривиальную проститутку. Ледовская же танцует именно героиню Дюма, написавшего роман о Манон Леско XIX века: циничную и естественную, продажную и бескорыстную. Лысому (Антон Домашев), картинно забрасывающему героиню пачками денег, хореограф с самого начала почему-то дал манеры трансвестита. Окончательное разоблачение сущности происходит в финале, когда Лысый раздевается до голого зада и дамских чулок и ввергается - после смерти Маргариты - в пучину багрового ада (вариант - квартал красных фонарей), где царят райские наслаждения. Арман (Георги Смилевски) похож на традиционных балетных принцев, только во фраке. Лексика героев соответствует изначальному раскладу. Кордебалет последовательно вальсирует, галопирует и канканирует, бездушно (по замыслу хореографа) оттеняя переживания главных героев. При этом женщины танцуют на каблучках, а не на пуантах, возвышенном символе идеализма классического балета. Маргарита, наоборот, обладает пуантным танцем, дополняя его модернистскими пластическими страданиями. Лысый корежит классику эротическим гротеском, а Арман демонстрирует приметы уважающего себя хорошего героя, т.е. основные па мужского классического танца.

Постскриптум. Дмитрий Брянцев сделал заявление, прозвучавшее в вечерних телерепортажах с премьеры: "Дать оценку могут многие, поставить такой балет - я один".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
506
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
570
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
351
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
439

Другие новости