Древнеримский воин из фильма "Гладиатор". |
ОТНОШЕНИЕ к новому фильму "Гладиатор" Ридли Скотта может быть двойственным даже у тех, кто является давним поклонником этого режиссера. Несомненно, что он сделал лучшую картину 90-х годов со времени появления "Тельмы и Луизы", а некоторые заглядывают еще дальше в прошлое кинокарьеры Скотта. Он вернулся после неудачных современных картин "Белый шквал" и "Солдат Джейн" опять в иную эпоху - ведь все убеждены с момента появления в 1977 году впечатляющего дебюта фильма "Дуэлянты", что место его творца в далеком минувшем (еще надо назвать "1492: Покорение рая" и вневременную "Легенду") или в будущем (ставшие классикой жанра "Чужой" и "Блейд-раннер" говорят сами за себя!). И, видимо, не случайно, что именно Ридли Скотту компания "ДримУоркс", одним из руководителей которой является Стивен Спилберг, тоже теперь интересующийся историей наравне с фантастикой, доверила ответственное дело возрождения когда-то (на рубеже 50-60-х) чуть ли не самого популярного жанра исторических фильмов о Древнем Риме, иначе говоря - "пеплума". Это не значит, что в последующие 40 лет вообще перестали снимать ленты об античности, но чаще все-таки на телевидении или же не с таким крупным бюджетом в 103 млн. долл., как сейчас у "Гладиатора". Причем тут непременно надо учесть экономность спилберговских продюсеров, которые умеют не тратить попусту деньги и, в частности, не приглашать слишком дорогих звезд, справедливо полагаясь на то, что "вывезет сам материал". И это на самом деле случилось - всего за 17 дней проката лишь в США лента Скотта собрала сумму, равную бюджету, и, по прогнозам киноаналитиков, может получить во всем мире 350 млн. долл.
Постановщику "Гладиатора" удалось главное, в чем он сам сомневался (а компании "Дрим-Уоркс" и "Юниверсл" сильно рисковали, что не вернут затраченные деньги), - сделать увлекательным и захватывающим зрелищем для современной публики, больше привыкшей к фантастическим спецэффектам (как, допустим, в сцене гонок будущего в фильме "Звездные войны. Эпизод 1 - Скрытая угроза"), ту, казалось бы, старомодную стилистику исторических суперколоссов, которая главенствовала два поколения назад. Подростки и юноши, вроде самого Ридли Скотта, которые когда-то могли бегать в кинотеатры на масштабные экранные полотна Сесила Блаунта Де Милля ("Десять заповедей"), Уильяма Уайлера ("Бен Гур"), Стенли Кубрика ("Спартак") и Джозефа Лео Манкевича ("Клеопатра"), теперь уже стали дедушками. А их сыновья (как Джейк Скотт в "Планкетте и Маклейне") успели показать давнее прошлое с долей здоровой иронии и не очень-то заботясь об исторической достоверности.
Может показаться, что и старший Скотт не отягощен задачей непременного соблюдения верности эпохе, демонстрируя битву в Германии наподобие кровавых побоищ в "Конане-варваре", сцены гладиаторских поединков в Северной Африке - на манер "Искателей потерянного ковчега", а схватки в Колизее с участием колесниц - словно соперничая с уже упоминавшимися эпизодами гонок в картине Джорджа Лукаса. Режиссер "Гладиатора" действительно покоряет зрителей своим мощным умением создавать врезающиеся в память батальные сцены и моменты гладиаторских боев. Но он также, будто компенсируя недостатки первой части повествования, наверстывает ближе к кульминации остроту духовного противостояния Максима, который был предводителем легионеров-победителей, избежал смертельного преследования и вынужденно стал гладиатором, и новоявленного римского императора Коммода, не только пренебрегшего заветами отца, великого цезаря Марка Аврелия, но и ценой его гибели и узурпаторства власти взошедшего на престол. Последний личный поединок на арене Максима и Коммода - это соперничество не за жизнь или смерть и даже не за судьбу Рима, а типичное для творчества Ридли Скотта иносказательное столкновение надмирных сил Добра и Зла.
И то, что смертельно раненный Максим успевает нанести неотвратимый удар противнику, благословить передачу власти Сенату, а потом удалиться в своих последних грезах в потусторонний мир, где его давно ожидают жена и сын, жестоко истерзанные воинами Коммода, должно бы свидетельствовать о логическом продолжении постоянного скоттовского мотива о воспарении от грубой реальности в немыслимые пределы инобытия. Но то ли художник уже устал бороться с Голливудом на протяжении последних 20 лет, то ли сказалась потеря им верной тональности повествований в предшествующих работах "Белый шквал" и "Солдат Джейн", то ли этот исторический материал никак не соотносился с авторским желанием вознестись во что бы то ни стало в горние сферы - в любом случае эпизоды, окрашенные в мистические цвета, представляются явно чужеродными и к тому же натужно выполненными. Причем вряд ли подлежит сомнению, что это придумка самого постановщика, а не навязывание воли продюсеров, как в некоторых излишне пафосных сценах. Это тем более обидно, что в данной ситуации европейский автор с репутацией яркого визионера и провидца вчистую проиграл самому себе как американскому мастеру - профессионалу суперзрелищ. То, что это так, подтверждает и самый высокий результат кассовых сборов, который когда-либо имел фильм Ридли Скотта.