Еще неделю назад кинематографисты надеялись вернуть Госкино... Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
В СУББОТУ представители кинематографической общественности, специально избранные по решению чрезвычайного пленума Союза кинематографистов РФ, встретились с председателем правительства РФ Михаилом Касьяновым. Никита Михалков, Савва Кулиш, Ирина Скобцева, Николай Губенко, Вячеслав Тихонов, Вадим Абдрашитов, Карен Шахназаров, Александр Голутва пытались найти компромисс с властями. Хотя никакого компромисса быть уже не может - указ президента о ликвидации Госкино подписан и обратной силы, разумеется, не имеет (в субботу кинематографисты с этим уже не спорили). Единственное, чем может довольствоваться недовольная "агрессивной властью" (по любимому в последнее время выражению кинематографистов) кинообщественность, - это сохранение здания в Гнездниковском переулке, сохранение Александра Голутвы руководителем ведомства, по-прежнему отдельная строчка в бюджете и оформление департамента кино отдельным юридическим лицом со своим субсчетом.
Если на пленуме на предложение Михаила Швыдкого организовать встречу с Касьяновым зал скандировал "Только Путин!", то в последний момент согласие премьер-министра было встречено с энтузиазмом. Хотя ясно было, что ничего нового это свидание не принесет. Так оно и получилось. Касьянов лишь подтвердил то, что было (и не раз) обещано Михаилом Швыдким, - и здание, и юридическая самостоятельность. Боевой задор кинематографистов на глазах сдулся, как воздушный шарик. Театральные объятия (на бис!) после встречи в Белом доме представителя ненавистной агрессивной власти Михаила Швыдкого с председателем Московского союза СК Саввой Кулишом поставили точку в оппозиционном марше возмущенной кинообщественности. Александр Голутва, решительно отвергнувший предложение возглавить федеральный департамент кино при Министерстве культуры РФ, став одновременно первым заместителем министра, быстро сдал позиции и по крайней мере на ближайшие два месяца согласился (причем уже без видимых колебаний) возглавить новое ведомство.
Никита Михалков, выступивший на пленуме с речью, от которой не рыдали только камни, на встрече с Касьяновым был тих, доброжелателен и сговорчив. От его революционного обвинительного пыла, подвигнувшего вверенный ему зал на крики "Даешь Госкино!", не осталось и следа (помнится, около одиннадцати лет назад так же бурно участники "революционного" Пятого съезда Союза кинематографистов СССР кричали: "Долой Госкино!"). Насколько известно, очень многие ожидали от Михалкова более решительных действий, полагая, что мятежный руководитель Союза по крайней мере выскажет свое "фе". Этого не произошло. Михалков, поняв, что сейчас ему куда необходимее сохранить хорошие отношения с "агрессивной властью", нежели сохранить лицо в глазах вверенного ему киносообщества, лишь поблагодарил за предоставленную возможность компромисса.
Итак, что в остатке? Похоже, страсти улеглись. Сам Бог велел им улечься так быстро - подавляющее большинство оппозиционно настроенных кинематографистов толком объяснить не могут, чем так дорого им ведомство, от которого в былые времена они стонали, но которое в былые же времена давало деньги и помогало чем могло. Былые времена прошли, от Госкино никто не стонет - цензура отмерла, благодарить тоже не за что - денег Госкино давно почти никому не дает. А то, что теперь вместо Госкино придется выговаривать непривычное "департамент", - к этому легко привыкнуть. Кажется, уже и привыкли.
Остается последний - и самый существенный - вопрос: архивы киностудий. Действительно, сейчас архивы принадлежат студиям, студии принадлежат государству. Деньги за показ кино из архивов по телевидению нет-нет да и приносят небольшие деньги авторам картин (да и то только живущим - вдова Леонида Гайдая, например, фильмы которого крутят по телевизору беспрестанно, не имеет с этого ничего) и порой позволяют проводить на студиях мелкий ремонт. Многие опасаются, что переход кино в юрисдикцию Минкульта сулит легкую добычу для желающих прибрать к рукам Мосфильм, Ленфильм, студию Горького. Но есть основания считать, что, когда грянет второй этап приватизации и киностудии начнут вовсю акционироваться, тут уж наличие либо отсутствие такого ведомства, как Госкино, мало чем сможет помочь тем, кто хотел бы сохранить архивы в руках государства. Возникает законный вопрос: если мы такие умные, то почему такие бедные? Те копейки, что получают авторы за "прогонку" своих картин на телевидении, никуда не денутся даже после перехода студий в частные руки (если таковой и состоится).
Чего же так боялись кинематографисты? Или это было "вечное" желание интеллигенции при случае противостоять власти (в любом ее виде)? Или - демарш, в котором киномассы просто-напросто были использованы теми, кто знал, зачем это противостояние нужно? Можно предположить, что "камнем преткновения" стали налоговые льготы, дарованные на несколько лет Госкино. Как один из вариантов. В любом случае сегодня будет поставлена последняя точка: "протокол о намерениях" готов, осталось его огласить и подписать. Клинки заправлены в ножны. Одним словом, боевая ничья. Само понятие "Госкино" стало достоянием истории. Похоже, что это уже никого особо не расстраивает.