Танцующий человек Михаила Иванова (петербургский театр танца "Игуан") вылуплялся из фольги. |
САРАНСКИЙ фестиваль называется "Лиса" - по животному с герба Мордовии - и проходит в этом году в третий раз. Проект обрел серьезный девиз - "Новый век - новое движение" - и имеет явные признаки молодежной тусовки. Все - от "отпадной" манеры ведущего, похожего на Николая Фоменко в кривом зеркале, до серьезных проблем по части организации, с которой оргкомитет откровенно не справился, - отсылало к неуправляемой стихии ночной дискотеки для тех, кому до шестнадцати. В зале преобладали подростки, в приветствии мордовских властей упор делался на "искусство для молодежи", а отцы города в речах с удовлетворением констатировали, что за дни фестиваля в Саранске в несколько раз упал уровень преступности (видимо, молодежной). Все это было бы не так плохо, если б бессознательно не вбивало в зрителей фестиваля идею: "современный танец - это так, развлечение для детей, а не настоящее искусство для серьезных взрослых людей"...
Фестиваль проходил по трем номинациям, причем каждый танцевальный коллектив сам решал, в какой именно номинации ему заявлять тот или иной номер программы. Группы-участницы рассудили мудро и выступили в нескольких разделах: если не пройдут в финал в одной или второй, есть шанс пробраться через третью. Названия номинаций: "Золотая копилка" - лучшее в творческих архивах коллективов; "Малые ансамбли" - соло или танец для двоих; "Странные танцы" - все, что не попадает в два первых раздела программы. Номинации объединял принцип "все соревнуется со всем", т.е. откровенная эстрада спорит с концептуальным проектом. Что в принципе хорошо сочеталось с увиденными в Саранске постсоветскими забавами: в этом городе, например, есть магазин "Версаль", который расположен на улице Коммунистической.
Что само по себе заслуживает уважения, независимо от конечного результата, - мужество, с которым провинциальные танцовщики и постановщики самостоятельно осваивают премудрости современной пластики. И вообще пытаются выжить у себя в городах - без денег и внимания властей. В фестивальном буклете самими организаторами прописано: "мы стараемся зажигать маленькие звезды, те коллективы, которые делают первые, но уверенные шаги в своем творчестве". Главный смысл подобных фестивалей - в возможности энтузиастам из Североуральска и Барнаула приехать и творчески соприкоснуться с коллегами из Челябинска и Шадринска. Что до размера зажигаемых звезд - то количество всегда имеет потенциальную возможность перейти в качество. Это продемонстрировали в Саранске лауреаты фестивального Гран-при - "Эксцентрик-балет" под руководством Сергея Смирнова. "Эксцентрики" - уже третья, после "Провинциальных танцев" и "Киплингов", компания из Екатеринбурга, показывающая проекты высокого уровня, что выводит город на уровень неофициальной столицы современного российского танца. В выступлениях "Эксцентриков" (два отрывка из танцпроекта "Труба" и "Фрэйлехс") обозначен их собственный стиль "иронического шоу" - тот тип зрелища, который нравится всем, и интеллектуалам, и так называемому простому зрителю. К тому же артисты этой труппы действительно умеют танцевать, что на российских фестивалях современной хореографии встречается редко. Звезда труппы Ашот Назаретян блестяще изгалялся (это слово особо подходит для описания танцев "Эксцентрик-балета") на сцене: словно в одном лице затанцевали гоголевский Поприщин, крутой постмодернист с вечным стебом и грустный житель еврейского местечка.
Другая опорная точка "Лисы" - фестивальная гостевая программа с двумя проектами высокого класса. "Кленовый сад" - лирический и брутальный опус лауреата последней "Золотой маски" Татьяны Багановой и ее труппы "Провинциальные танцы". И спектакль "Ура! Вчера" петербургского коллектива "Игуан" - зрелище, смотреть на которое - все равно что читать романы Пелевина. Легко представить, как воспринимают жизнь и искусство "Игуаны" и как они двигаются, если сказать, что в фонограмме одновременно звучали пропетые дурными голосами отрывки давнего шлягера "...снится им не грохот космодрома" и "Каста Дива". К сожалению, этот замечательно нахальный проект не участвовал в конкурсе.
В фестивальной программе, как и обычно на наших танцфестивалях, доминировали полуиллюстративные-полуаллегорические композиции про тяжелую долю: а) русской женщины, б) российского народа, в) изредка - всего человечества. Выступающие юноши и девушки не очень умело играли во взрослых, в то время как взрослые не очень умело играли в детей. Царила отанцованная инфантильность в сочетании с отанцованным тезисом "на свете счастья нет" (дополнительный вариант - фестивальная "шутка юмора" типа ужимок вокруг унитаза под иностранным названием "Лямур"). На сцене часто и много раздевались посреди танцев, что, видимо, означало незащищенность души. На этом фоне долгожданным актом мелкого хулиганства показался не бог весть какой номер "Пена Родена", где под песню Земфиры мальчик и девочка из ярославского театра "Граффити" непрерывно целовались в танце или танцевали в поцелуе нон-стоп. Если б не чье-то ханжеское решение - снять при повторном показе номера пролог - эротический радиотекст про виды и способы поцелуев, "Пена Родена" стала бы главной провокацией фестиваля.
Без призов мало кто остался - участников награждали за "оригинальность и юмор", "французский шарм" и победу в турнире по мини-футболу. "Игуаны" получили приз зрительских симпатий, а игуановский глава и первый танцовщик Михаил Иванов был поощрен "за актерское мастерство" вместе с Александрой Тюриной из "Крепостного балета" (г. Шелехов). Два места в списке главных наград получил тот же "Крепостной балет", два - "Эксцентрик-балет" (кроме Гран-при, еще и 1-ю премию в номинации "Странные танцы"), по одному - группы "Дорога из города" (Казань), "Пантера" (Казань) и "Канон-данс" (Петербург). Жюри выбрало номера, в которых наличествовали доходчивая зрелищность, наглядная "форма спектакля" и быстро усвояемая "философия постановки". Что опять-таки вполне совпадает с идеями воспитания молодежных чувств, культивируемыми в Саранске. Не завлекать же молодежь с улицы в театр всякими данс-сложностями, особенно тогда, когда их в программе не было.
Саранск-Москва