0
1004
Газета Культура Интернет-версия

25.05.2000 00:00:00

Версаль на Коммунистической улице

Тэги: Саранск, фестиваль


Танцующий человек Михаила Иванова (петербургский театр танца "Игуан") вылуплялся из фольги.

САРАНСКИЙ фестиваль называется "Лиса" - по животному с герба Мордовии - и проходит в этом году в третий раз. Проект обрел серьезный девиз - "Новый век - новое движение" - и имеет явные признаки молодежной тусовки. Все - от "отпадной" манеры ведущего, похожего на Николая Фоменко в кривом зеркале, до серьезных проблем по части организации, с которой оргкомитет откровенно не справился, - отсылало к неуправляемой стихии ночной дискотеки для тех, кому до шестнадцати. В зале преобладали подростки, в приветствии мордовских властей упор делался на "искусство для молодежи", а отцы города в речах с удовлетворением констатировали, что за дни фестиваля в Саранске в несколько раз упал уровень преступности (видимо, молодежной). Все это было бы не так плохо, если б бессознательно не вбивало в зрителей фестиваля идею: "современный танец - это так, развлечение для детей, а не настоящее искусство для серьезных взрослых людей"...

Фестиваль проходил по трем номинациям, причем каждый танцевальный коллектив сам решал, в какой именно номинации ему заявлять тот или иной номер программы. Группы-участницы рассудили мудро и выступили в нескольких разделах: если не пройдут в финал в одной или второй, есть шанс пробраться через третью. Названия номинаций: "Золотая копилка" - лучшее в творческих архивах коллективов; "Малые ансамбли" - соло или танец для двоих; "Странные танцы" - все, что не попадает в два первых раздела программы. Номинации объединял принцип "все соревнуется со всем", т.е. откровенная эстрада спорит с концептуальным проектом. Что в принципе хорошо сочеталось с увиденными в Саранске постсоветскими забавами: в этом городе, например, есть магазин "Версаль", который расположен на улице Коммунистической.

Что само по себе заслуживает уважения, независимо от конечного результата, - мужество, с которым провинциальные танцовщики и постановщики самостоятельно осваивают премудрости современной пластики. И вообще пытаются выжить у себя в городах - без денег и внимания властей. В фестивальном буклете самими организаторами прописано: "мы стараемся зажигать маленькие звезды, те коллективы, которые делают первые, но уверенные шаги в своем творчестве". Главный смысл подобных фестивалей - в возможности энтузиастам из Североуральска и Барнаула приехать и творчески соприкоснуться с коллегами из Челябинска и Шадринска. Что до размера зажигаемых звезд - то количество всегда имеет потенциальную возможность перейти в качество. Это продемонстрировали в Саранске лауреаты фестивального Гран-при - "Эксцентрик-балет" под руководством Сергея Смирнова. "Эксцентрики" - уже третья, после "Провинциальных танцев" и "Киплингов", компания из Екатеринбурга, показывающая проекты высокого уровня, что выводит город на уровень неофициальной столицы современного российского танца. В выступлениях "Эксцентриков" (два отрывка из танцпроекта "Труба" и "Фрэйлехс") обозначен их собственный стиль "иронического шоу" - тот тип зрелища, который нравится всем, и интеллектуалам, и так называемому простому зрителю. К тому же артисты этой труппы действительно умеют танцевать, что на российских фестивалях современной хореографии встречается редко. Звезда труппы Ашот Назаретян блестяще изгалялся (это слово особо подходит для описания танцев "Эксцентрик-балета") на сцене: словно в одном лице затанцевали гоголевский Поприщин, крутой постмодернист с вечным стебом и грустный житель еврейского местечка.

Другая опорная точка "Лисы" - фестивальная гостевая программа с двумя проектами высокого класса. "Кленовый сад" - лирический и брутальный опус лауреата последней "Золотой маски" Татьяны Багановой и ее труппы "Провинциальные танцы". И спектакль "Ура! Вчера" петербургского коллектива "Игуан" - зрелище, смотреть на которое - все равно что читать романы Пелевина. Легко представить, как воспринимают жизнь и искусство "Игуаны" и как они двигаются, если сказать, что в фонограмме одновременно звучали пропетые дурными голосами отрывки давнего шлягера "...снится им не грохот космодрома" и "Каста Дива". К сожалению, этот замечательно нахальный проект не участвовал в конкурсе.

В фестивальной программе, как и обычно на наших танцфестивалях, доминировали полуиллюстративные-полуаллегорические композиции про тяжелую долю: а) русской женщины, б) российского народа, в) изредка - всего человечества. Выступающие юноши и девушки не очень умело играли во взрослых, в то время как взрослые не очень умело играли в детей. Царила отанцованная инфантильность в сочетании с отанцованным тезисом "на свете счастья нет" (дополнительный вариант - фестивальная "шутка юмора" типа ужимок вокруг унитаза под иностранным названием "Лямур"). На сцене часто и много раздевались посреди танцев, что, видимо, означало незащищенность души. На этом фоне долгожданным актом мелкого хулиганства показался не бог весть какой номер "Пена Родена", где под песню Земфиры мальчик и девочка из ярославского театра "Граффити" непрерывно целовались в танце или танцевали в поцелуе нон-стоп. Если б не чье-то ханжеское решение - снять при повторном показе номера пролог - эротический радиотекст про виды и способы поцелуев, "Пена Родена" стала бы главной провокацией фестиваля.

Без призов мало кто остался - участников награждали за "оригинальность и юмор", "французский шарм" и победу в турнире по мини-футболу. "Игуаны" получили приз зрительских симпатий, а игуановский глава и первый танцовщик Михаил Иванов был поощрен "за актерское мастерство" вместе с Александрой Тюриной из "Крепостного балета" (г. Шелехов). Два места в списке главных наград получил тот же "Крепостной балет", два - "Эксцентрик-балет" (кроме Гран-при, еще и 1-ю премию в номинации "Странные танцы"), по одному - группы "Дорога из города" (Казань), "Пантера" (Казань) и "Канон-данс" (Петербург). Жюри выбрало номера, в которых наличествовали доходчивая зрелищность, наглядная "форма спектакля" и быстро усвояемая "философия постановки". Что опять-таки вполне совпадает с идеями воспитания молодежных чувств, культивируемыми в Саранске. Не завлекать же молодежь с улицы в театр всякими данс-сложностями, особенно тогда, когда их в программе не было.

Саранск-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
509
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
574
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
354
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
444

Другие новости