Ковчег Дионисия Суздальского с реликвиями Страстей Господних. XVI в. |
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ Третьяковской галерее (ГТГ) прошел международный симпозиум "Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира". Симпозиум состоялся в рамках научно-культурной программы "Христианские реликвии", приуроченной к празднованию 2000-летия христианства. В дни проведения научного форума были открыты выставки - "Христианские реликвии в Московском Кремле", экспонируемая в Успенской звоннице, и "Спас Нерукотворный в русской иконе", подготовленная Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
Директор Центра восточно-христианской культуры (ЦВК) Алексей Лидов наиболее важной задачей данной программы определил подход к реликвии как к "естественному и легитимному сюжету научного знания", как к "еще невостребованному типу исторического источника". Ведь в отличие от огромной литературы о католических реликвиях Западной Европы на сегодняшний день не существует ни одного научного издания о восточно-христианских реликвиях на русском языке.
Символом симпозиума и выставки в Московском Кремле стал драгоценный ковчег Дионисия Суздальского, выполненный в 1383 г. специально для хранения святых реликвий Страстей Господних, привезенных архиепископом Дионисием из Константинополя. Напомним, что в средние века именно вокруг реликвий часто выстраивались государственно-политические концепции, святыни играли важнейшую роль в консолидации общества. Византийские императоры собирали в Константинополе реликвии Святой Земли, уподобляя свою столицу Новому Иерусалиму. Являясь законными наследниками Византии, русские князья и цари насыщали реликвиями "богохранимый град" Москву - "Третий Рим" и "Второй Иерусалим". Мало кому, например, известен факт, что первой общехристианской святыней, появившейся на Руси, были мощи св. Климента, папы Римского. Их из Корсунского похода привез князь Владимир. Святой Климент в конце X - начале XI вв. мыслился как апостол и небесный покровитель Руси. Но события разделения Церкви в 1054 г. на Западную и Восточную обусловили "смену" св. Климента на св. Андрея в качестве первого апостола и просветителя Руси.
Не обходилось и без курьезов. Так, в царствование Алексея Михайловича из афонского монастыря были доставлены две святыни - "Константинов Крест" с частью Животворящего древа Господня, на котором был распят Иисус Христос, и глава св. Иоанна Златоуста. Святыни доставили ко двору русского царя на условиях их скорого возвращения, что было подтверждено документами с двух сторон. Но неоднократные попытки афонских старцев вернуть реликвии в монастырь так ни к чему и не привели. Московские правители свои действия объясняли тем, что "такой святыне под властью бусурман быть недостойно". Мощи св. Иоанна Златоуста и по сей день находятся в Москве.
Святые мощи организовывали вокруг себя пространство восточно-христианского храма, которое может быть осмыслено как монументальный реликварий. Состав хранящихся в церкви мощей мог прямо влиять на выбор изображаемых святых. Реликвии часто закладывались в стены, купола и столпы храмов, а место их пребывания отмечалось соответствующим иконным образом. Пример тому - столп с мощами Григория Чудотворца и его иконой в Софии Константинопольской, не раз описанный паломниками.
Но далеко не всегда греческие традиции прививались на Руси. Так, нетленность у греков выступает по преимуществу как признак греховности, что до сих пор наиболее ярко сохранилось в афонской традиции. Для русских же святость усопшего определялась нетленностью тела. Такое отношение роднит наших предков со скандинавами. Тела первых русских святых (как известно, варягов по происхождению) - Бориса и Глеба - обнаружили свойство нетления. До XIV в. на Руси были канонизированы 15 святых, тела 11 из которых были также нетленными.
"Возвращение многим художественным памятникам их первоначального смысла, отказ от временного эстетизма и внешнего описания артефактов позволяют понять творения средневековых мастеров несравнимо глубже и исторически адекватно", - таков, по мнению директора ЦВК Алексея Лидова, подлинный смысл данного симпозиума, выставок и дальнейшей научно-исследовательской работы искусствоведов, филологов, историков, богословов, литургистов.