Александр Абаза. Рельсы Азовстали. 1972. Фотография. На ярмарке "Арт-Москва" была представлена галереей "Глаз". |
АРТ-ТУРИЗМ
Ханс Кнолль, австрийский галерист, кроме работ, выставлявшихся на его собственном ярмарочном стенде, привозил группу критиков и кураторов.
- Вы привезли группу немецких кураторов?
- Нет, австрийских. Около 20 кураторов, критиков и коллекционеров приехали из Австрии и около 10 - из Берлина. Мы разработали программу для них - визиты в мастерские, галереи, институции, на "Арт-Москву", и это было очень успешно. Они отнеслись к этому с энтузиазмом, им очень понравилось, некоторые из них сделали покупки в мастерских или на ярмарке. Критики будут писать о русской ситуации. Что еще? Я очень счастлив. Я делал это в первый раз в Москве.
- Вы участвуете в ярмарке во второй раз. В чем разница?
- Эта ярмарка была меньше, вы это знаете, меньше международных галерей, но все имело очень высокое качество, и вещи - на нормальном международном уровне. Превосходно. Мои поздравления организаторам ярмарки. Они сделали все, что могли. Я вижу, что в этот раз было больше посетителей. Коллоквиум, который я видел со стенда своей галереи, также имел успех.
- Вы посетили выставки "Фотобиеннале"?
- Это прекрасно. Посетителям очень нравится. Моя проблема и проблема других посетителей в том, что я совершенно не могу читать кириллические буквы. Я, конечно, могу читать надписи в метро, но для нас удивительно то, что нигде - нигде! - нет латинских букв. Это невероятно. Да, Россия - большая империя, или чтобы там ни было... Но все-таки... К примеру, я был удивлен тому, что художники подписывают свои работы латинскими буквами, но описания и информация о работах - на кириллице. Так что это было трудностью для нас. Жаль, но мы обсуждали это очень часто.
ВРЕМЯ НОВОГО СТАРТА
Кристиан Нагель, галерейщик из Кельна, не только стал участником ярмарки, но и курировал отдельную выставку современного немецкого искусства.
- Вы привезли выставку немецких художников. Каков был критерий отбора?
- Я первый раз приехал на "Арт-Москву" в 1998-м. Кикен, Диль и я - представители Берлинской ярмарки. Мы хотели показать московской аудитории, что они могут приехать в Берлин, мы можем приехать сюда, сделать обмен. И, когда меня опять позвали участвовать здесь, то, что меня действительно заинтересовало, - возможность сделать немецкое арт-шоу в стране, которая не так хорошо знакома с современным искусством.
- Как вы получили такие работы, как, к примеру, работы Киппенбергера? Они ведь принадлежат частным лицам?
- Я рад, что вы упомянули Мартина Киппенбергера, потому что его работы самые ценные не только по стоимости страховки, но и по художественному достоинству. Я знал Киппенбергера, когда он был жив, я знаю его коллекционеров - один из них, доктор Питерс, тоже приехал в Москву.
Таким же образом были получены и работы Томаса Руффа, Андреаса Гурского и других. Вы действительно могли видеть обзор восьмидесятых-девяностых в выставке немецких художников.
- Вы приедете на следующую "Арт-Москву"?
- Я думаю, что "Арт-Москва" должна проходить раз в два года. Шоу такого рода, как сейчас, Россия никогда не видела - множество современных работ вместе: "Фотобиеннале", английская выставка, немецкая выставка, русская выставка и ярмарка. Это отняло много энергии, и это был хороший шанс, может быть, потому, что 2000 год - время для нового старта.
Хорошо, если это будет раз в два года, и если это будет так, я приеду. Если это случится в следующем году, я не уверен в том, что приеду. Потому что я не могу тратить деньги каждый год. Я очень удивлен тем, как много людей пришло, особенно в конце недели. И как внимательно они глядели на вещи - в них есть такая открытость, которая мне действительно нравится. Но это так называемые "любители". Я немного разочарован русской профессиональной художественной сценой - художниками, галеристами в особенности. Я не думаю, что профессионалы должны противостоять тем вещам, которые им не близки, - вы не можете делать вид, что их не существует. Я думаю, нужно смотреть более широко.
- Вы побывали на выставках биеннале?
- На третьем этаже. Это фотография, которая носит документальный характер. Я думаю, что это важно и интересно, но это нечто иное, чем искусство, даже если внутри есть ряд художественных работ. Хорошо, что это происходит.
МУЗЕЙ И ШКОЛА
Уиллис Хартшорн - директор Международного центра фотографии (ICP) в Нью-Йорке, одной из самых крупных фотошкол мира, впервые приехал в Москву для того, чтобы провести мастер-класс на биеннале.
- Что вы думаете о русском фото сегодня? Каков ваш выбор?
- Работы, на которые я отреагировал в наибольшей степени, принадлежат двум направлениям. Одно - это документальная фотография, и другой род - концептуальная, художественная фотография, которая наиболее интересна.
- Кто продолжает русскую традицию фотографии двадцатых сегодня? Может быть, есть интересная школа в русской фотографии?
- Я думаю, у России интересная традиция двадцатых и тридцатых, и это сильный импульс. Так что очень хорошо видеть продолжение этих идеалов как в документальной фотографии, так и в фотографии высоких эстетических задач. Я не претендую на то, чтобы быть экспертом в русской фотографии, но я предпочту увидеть продолжение этой истории, чем увидеть русских фотографов, фотографирующих, как американские.
- Какую выставку вы предпочли на биеннале?
- Я думаю, что одна из наиболее сильных сторон биеннале в том, что можно увидеть огромное количество работ со всего мира, так что выставка современной фотографии интересна в этом смысле. На выставке Второй мировой войны есть снимки, с которыми я, очевидно, знаком - Роберт Капа, Маргарет Бурк-Уайт, но это очень интересная выставка с той точки зрения, как она показывает Вторую мировую войну. Есть много снимков, которые я никогда не видел до того.
- Организуете ли вы русскую выставку после биеннале?
- У нас была одна выставка русского авангарда. И у нас очень хорошая коллекция литовской фотографии.
- Каковы ваши впечатления от современной русской фотографии? Как именно она отличается от современной американской?
- Американская фотография на протяжении последних лет развивалась, исследуя постановочную, искусственную реальность, вещи, которые были сконструированы для камеры. Повторюсь, я не эксперт в современной русской фотографии, но то, что я видел, - работы, интересующие не столько фотографическими иллюзиями, сколько концептами и идеями. И у этого крепкие корни в художественной практике в целом.
Американская фотография делает две вещи. Есть такой род фотографии, которая имеет самое прямое отношение к искусству. И есть другой род - просто фотография. И если вам нужен человек, который занимается этим, он скажет: "Я фотограф". Он не скажет: "Я - художник". Понимаете?
- Быть фотографом - более модно?
- Нет. Более модно быть "художником". Два дела делаются бок о бок. Но если вы "фотограф", ваши картинки продаются за две сотни долларов, если вы "художник" - за две тысячи.
- То есть система распространения - разная?
- Да. Может быть, через галереи, но - разные галереи. Это любопытно.
- Но эта ситуация изменится с годами? Или останется такой же?
- Я думаю, что она даже усложняется вместе с дигитальной фотографией и Интернетом.
- ICP - музей и образовательный институт одновременно. Как вы работаете?
- Музей имеет коллекцию - около 5000 фотографий. И есть выставки, доступные для публики: может быть, 20-30 в год. И есть школа, в которой 5000 студентов, - возможно, одна из самых больших в мире. Студенты со всего мира. Многие из Европы и Азии
- Из России?
- Время от времени. И я думаю, что делать два дела одновременно действительно важно - это комбинация, которая делает процесс интересным и живым. Только галерея и музей с коллекцией - это не так много людей, становится тихо... Но мы не только храним фотографии и исследуем фотографии, но очень много знаем о том, как делать снимки, как заниматься фотографией. И это - одна из вещей, которые очень важны и уникальны, потому что для фотографии очень важно, что каждый может делать картинки, каждый может иметь камеру. И мы можем помочь людям развить творческие способности в их жизни. Это очень важно для школьников. Мы много работаем со школьниками. Это очень важно для пожилых людей. Важно не только для людей, которые хотят быть все время фотографами, профессионалами, но большей частью - для людей, которые интересуются фотографией и хотят понимать фотографию лучше. В такой ситуации, когда у нас 5000 студентов, если 5 из них станут действительно хорошими профессиональными фотографами, это очень хорошо. И, возможно, это то, в чем нуждается весь мир.
- Вы будете участвовать в Международной школе фотографии, которая подготавливается Московским домом фотографии?
- Одна из вещей, которая интересовала бы меня, - обмены. Так что если 5 студентов могли бы приехать из Москвы в Нью-Йорк, 5 - из Нью-Йорка в Москву и они могли провести две недели, думаю, это чудесно.
БОЛЬШЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Милтон Эстероу - редактор и издатель "Артньюс", ведущего американского художественного журнала, решил взглянуть, что представляет собой русское искусство сегодня, и приехал в Москву по приглашению "Фотобиеннале".
- Была мода на русское искусство в середине - конце восьмидесятых. Будет ли новая мода?
- Я должен сказать, что я не претендую быть экспертом в современном русском искусстве. Основная причина, по которой я приехал сюда, - увидеть фотофестиваль. И я очень впечатлен: это незаурядная серия выставок, и для любого города в мире иметь такой фестиваль - замечательно. Я думаю, что это заслуга организатора фестиваля, Ольги Свибловой: она - динамичная женщина. У нее больше энергии, чем, может быть, у 50 людей.
Я получил особенное впечатление от выставки фотографий Второй мировой войны в "Малом Манеже". Многие из них я видел до того в Соединенных Штатах и где угодно. Среди лучших на выставке - фотографии русских фотографов, и я думаю, что они - среди недооцененных. Такие люди, как Бальтерманц, Игнатович, Шагин, Халип, Зельма за пределами России были мало известны, и они должны быть известны лучше.
На выставке, которая была открыта в Большом Манеже, - Ани Лейбовиц и Картье-Брессон. И там была пара русских фотографов, работы которых я видел впервые, и был впечатлен.
- Каков ваш образ русского современного искусства? Каков ваш выбор?
- Я сходил на художественную ярмарку, которая, конечно, современна и авангардна, и мое мнение - это прекрасная маленькая ярмарка. Я видел хорошее искусство и плохое искусство. И вы видите то же самое на ярмарках по всему миру. И я думаю, это значимо - то, что было достигнуто в России за 10 лет, как это отражается в ярмарке, как это отражается в фотографиях.
- Вы видели русские галереи?
- Да. У меня был шанс сходить в две галереи: Гельмана и Айдан. И я видел другие галереи на ярмарке. Я не арткритик, так что я не могу сказать много. Я также встретил чудесного человека - Алексея Комеча из Государственного института искусствознания. У меня не было представления о том, как обширен круг исследований, которые происходят там. Это просто необычайно, что они делают - рассматривают все аспекты визуальных и игровых искусств. Я не думаю, что такие же институции есть где-нибудь в мире. Он дал мне впечатляющий отчет о том, что они делают. Он упоминал архитектурные исследования, обзоры западного искусства, они даже рассматривают шоу-бизнес и сферу развлечений. Это действительно здорово.
- Какова разница между русским искусством сегодня и 10 лет назад?
- Больше эксперимента, чем я видел 10 лет назад. И это происходит в искусстве по всему миру. Больше поисков и экспериментов, чем когда-либо в истории искусства. Я думаю, что очень помогает: художественная сцена плюралистична. Это все к лучшему. Я не внушаю, что мы живем в период Ренессанса, но я думаю, что потрясающее количество талантливых художников есть в России и по всему миру.