ФЕСТИВАЛЬ приурочен к весьма любопытной юбилейной дате: в этом году исполняется 100 лет со дня торжественного открытия моста Александра III в Париже. Дабы отметить эту изысканную, пусть и несколько отвлеченную дату, русско-французский скрипач Александр Брусиловский собрал команду хороших французских музыкантов и привез их в Москву, перекинув между столицами "музыкальный" мост, по которому с 11 по 19 мая разгуливают две великие культуры.
Время для фестиваля было выбрано не очень удачно: сейчас публика предпочитает хорошей французской музыке укроп и огурцы, и поэтому наполняет залы только на половину. Кроме того, имена музыкантов, приехавших в Москву, мало кому знакомы, хотя во Франции (и Европе) они хорошо известны. Даже имя организатора фестиваля, нашего бывшего соотечественника Александра Брусиловского, подзабыто: с 1985 года он живет в Париже, на своей исторической родине почти не появляясь. И все же, несмотря на все препятствия, ему удалось воплотить идею диалога двух культур.
Насколько хорошо эта идея была воплощена - уже другой вопрос. Концерт-открытие, прошедший в Большом зале консерватории, выглядел очень неровным по качеству. "Сборная солянка" из Дебюсси, Берлиоза, Сен-Санса, Шоссона была озвучена с разной степенью вдохновения: наши музыканты (Александр Брусиловский и альтист Геннадий Фрейдин) не смогли скрыть своего волнения, выйдя на священную для любого русского артиста сцену. Французские коллеги за отсутствием подобного пиетета перед консерваторией вели себя более благообразно, и, вероятно, поэтому самые яркие впечатления остались именно от них. Особый успех пришелся на долю молодого и темпераментного скрипача Лорана Корсия - "Поэма" Шоссона, которую играет каждый второй скрипач в мире, неожиданно обрела свои первозданные яркие краски и освободилась от груза многочисленных штампов. Остальные французы изящно завершили программу "Карнавалом животных" Сен-Санса, отчаянно не совпадая с Московским симфоническим оркестром под управлением Владимира Зивы, но ни на минуту не теряя присущего им оптимизма.
Единственной кульминацией в первой части фестиваля стал, однако, не концерт-открытие, а камерный вокальный вечер в Рахманиновском зале консерватории с участием тенора Жан-Поля Фушекура и пианиста Жан-Марка Луизады. Имя Фушекура известно в основном любителям барочных изысков: его привечали лучшие дирижеры современности, начиная с аутентиста Уильяма Кристи и заканчивая мировым патриархом Сейджи Озавой. Программа, привезенная им в Москву, относится к другой ветви вокальной традиции - это французские Melodies. Романсы Форе, Дебюсси, Пуленка почти не известны в России - они навевают ассоциации с живописью импрессионистов и, в отличии от немецких Lieder, обращены скорее не к интеллекту, а к чувственному восприятию. Для них не требуется красивый тембр, нужны лишь безупречная техника, хорошая дикция, тонкий вкус и большая порция истинно французского шарма. Жан-Поль Фушекур обладает всем этим в избытке и, преодолевая языковой барьер (ну кто у нас знает в оригинале тексты Апполинера и Верлена?), доносит до аудитории обаяние этой музыки. Его партнер пианист Жан-Марк Луизада тоже занялся ликбезом и не прогадал. В дуэте с актрисой театра "Содружество актеров Таганки" Марии Федосовой он исполнил милую наивную сказку Франсиса Пуленка "История Бабара" для чтеца и фортепиано, имеющую трогательное посвящение "11 маленьким девочкам и мальчикам, ставшим моими первыми слушателями". Адресаты нынешнего исполнения были выбраны безошибочно точно: московские слушатели, что дети, мало что понимают во французской музыке, зато всегда готовы учиться.