- ПАВЕЛ СЕМЕНОВИЧ, положа руку на сердце, - вы действительно считаете, что показали слепок России, или все же это сказка, лубок?
- Конечно, это придуманная история, разыгранная актерами с помощью жителей городка. Я пытался найти узкую дорожку между реальностью и фантазией. Мне хотелось избежать излишней метафоричности, сюрреализма, как у Кустурицы. Все-таки я пытался почувствовать, как люди живут.
- В буклете вашего фильма есть слова: "Я хотел посмотреть, что происходит с русскими людьми на переломе эпох". Удалось посмотреть, понять и показать?
- Думаю, да. В последние десять лет в России слово "катастрофа" стало чуть ли не самым модным. "Ах, народ гибнет, ах, мы умираем с голоду!" Что это такое?! Что, разве может быть несчастной целая нация?
- Думаю, может...
- А что, Россия была счастливее в советские времена, когда жили в хрущевках, когда магазины были пустые? Или лучше было в царские времена, когда были крепостные? Почему сейчас мы вдруг стали такими несчастными?
- Поэтому в вашей картине столько неумеренного веселья? Мне кажется, люди уже давно разучились так веселиться...
- Все это веселье, которое брызжет в картине через край, абсолютно натуральное, оно идет от жителей городка, где мы снимали. Все они - участники картины. Я пригласил сниматься огромное количество людей. Они пришли. Первый день отснялись, второй день отснялись, на третий, четвертый, пятый чуть-чуть разошлись, а на шестой как начали петь и плясать - никакая камера их не смущала. Я сам не ожидал, что в фильме будет столько веселья.
- То есть фильм получился веселым спонтанно? А замысел был печальнее?
- В картине полно спонтанности и импровизации. Первоначально и замысел, и сценарий были другими. Даже финал был трагическим - украденный у милиционера пистолет должен был выстрелить и убить одного из персонажей. Учтите ведь, что я давно не был в российской провинции. Москву я знаю хорошо, но там совсем другая жизнь. И уже в ходе съемок я понял, что иду на поводу у концепции, у идеологии, что предаю этих людей, среди которых живу, использую их для иллюстрации неправды. Зачем показывать, что они чуть ли не человечину едят? Базовые ценности общества остались. Семья - это семья, друг - это друг, любовь - это любовь. Более того, эти люди в ущерб себе отказываются от капитализма, они не хотят продавать и покупать, и поэтому остаются честными. Короче, повода для истерики, для воплей "катастрофа!" нет. Люди не умирают от голода, не просят милостыню. Милостыню просят там, где есть деньги, где дают. В провинции денег нет.
- В местной прессе уже промелькнуло (и я во многом с этим согласна), что фильм "Свадьба" слишком весел, чтобы быть правдой.
- А потому что Запад ждал от меня другой России, я обманул его ожидание. Они хотели мрака, депрессии. Но я не мог врать. Почему 10 лет назад ругали "Такси-блюз"? Потому что он, так же, как сейчас "Свадьба", не укладывался в концепцию. Десять лет назад все были пьяные от свободы, а я уже тогда предвидел, что человеку скоро надоест и свобода, и свободные люди. Я показал, как зарождается национализм, фашизм. Этого тогда принять не могли. Сейчас я тоже опережаю время, показывая, что основы нравственности, основы человеческих отношений не меняются, что люди могут быть счастливыми всегда. А в нашей стране, как ни странно, чтобы это сказать, надо иметь силу и мужество.
- Тем не менее в российской прессе уже прозвучало слово чернуха. Может, все-таки вы показали слишком много невеселых российских реалий, так хорошо нам знакомых?
- Какую-нибудь глупость всегда скажут. Черт его знает: одни говорят, что это чернуха, другие обвиняют в излишней оптимистичности. Все это ерунда. Фильм построен на вытягивании человеческого из человека, на том иррациональном, что всегда изнутри подталкивает человека быть лучше, добрее. Я убежден, что подсознательно все стремятся к позитиву.
- Это как раз то, что меня очень смутило в вашем фильме. Мне кажется, и я уже написала об этом в рецензии на "Свадьбу", что вы вдруг включились в любимую русскую игру - создание мифа о загадочной русской душе. А это уже отдает, извините, лакировкой.
- Я сам не люблю миф о русской душе. Хотя уверен, что любая душа загадочна - русская, французская, бразильская. Если вы имеете в виду, что главный подлец - милиционер - в конце становится хорошим, так это вовсе не так. Просто у него истерика, он в отчаянии, он чувствует себя на дне. Но остается подлецом. А то, что в России палач и жертва пьют вместе, танцуют вместе - так это факт. В России, как нигде, простить и понять могут все. Русская концепция "не согрешишь - не покаешься" очень сильна.
- Вы умышленно не стали приглашать в картину известных, примелькавшихся актеров?
- Конечно. Я считаю, что каждая эпоха должна иметь свое лицо. Новое время должно "выдвигать" новые лица. Может быть, какой-нибудь известный актер смог бы украсить картину. Но ни один из них не мог бы выразить нашего нового перелома, в них уже нет уникальности нынешнего момента.
Канны