АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ, следуя нынешней мировой киномоде, сваял сиквел, еще раз обратившись к ошеломляюще успешному "Брату". В сравнении со "старшим" "Братом", родившимся три года назад, "младший" оказался во многом слабее. Впрочем, это и общеизвестно: в мировом кинематографе подобные опыты заканчиваются одинаково скучно. От "Брата-2" за версту несет необязательной развлекательностью, коммерчески состоятельной, но ничего общего с искусством не имеющей. Смотреть можно, только после просмотра ни уму, ни сердцу прибавить нечего.
Первый "Брат", помнится, сопровождался нешуточными дискуссиями критиков, соскучившимися по "социальному" и "национальному" кинематографу, энергично и охотно ломавшими критические копья об ответственности художника. На этот раз ничего подобного ожидать не приходится. Если криминальная активность первого "Брата" служила неким фоном для хотя бы минимальных рефлексий главного героя, пытавшегося выручить из беды своего незадачливого родственника (при случае его же и предавшего), то в "Брате-2" ни о каких сомнениях и неоправданных выстрелах речь не идет вовсе. Киллерствующий в "бандитском Петербурге" Данила Багров (Сергей Бодров-мл.) спустя три года оказывается в Москве, где его ремесло по-прежнему пользуется спросом. Но поскольку в отечественном индустриальном пейзаже "мочить" проворовавшихся бизнесменов привычно и неинтересно, то авторы фильма придумали своему герою дельце за океаном и отправили Данилу Багрова в Чикаго, где ему открылись новые криминальные горизонты, такие же обширные, как и в двух русских столицах.
Искать какие-то серьезные смыслы в "Брате-2" - занятие весьма затруднительное, если не пустое. Зрителю ничего не остается, как двигаться вслед неприхотливому сюжету, который, в отсутствие авторского тщания и азарта, временами сбивается на очевидные банальности. Как Балабанову пришло в голову разыграть сюжет с безвкусной поп-дивой Ириной Салтыковой, никто не догадается. Было бы еще ничего, если бы разыграть действительно удалось. Но, видимо, такой неподатливый актерский материал - а вернее, полное его отсутствие - неподвластен даже гениальному режиссеру. Вынуть эти эпизоды - картина ровным счетом ничего не потеряет.
Похоже, вдохновение постановщика иссякло быстро. После прибытия героя в Америку, которой он еще в первом фильме напророчил "кердык", режиссер вынужден был кое-как латать сюжетные дыры, чтобы найти ему хоть какое-то занятие. Пока герой искал американского бизнесмена, которому приехал отомстить за обманутого хоккеиста-контрактника из Москвы, он успевает пообщаться со всем черным населением Чикаго, переспать с местной телеведущей и спасти бритоголовую русскую проститутку. Размашистые заокеанские подвиги героя по своей непроходимой бессмысленности у кого угодно могут вызвать смущение и даже неприятие, потому что все они вынужденны и неорганичны. Но это еще можно стерпеть. А вот на то, чтобы слушать бесконечные стихи, которые герой не к месту читает в фильме: "Речка, небо голубое - это все мое родное, это Родина моя", - никакого терпения не хватит.