Если не помнить фильма Клода Миллера "Под прицелом" с Лино Вентурой, Мишелем Серро и Роми Шнайдер, то работа Стивена Хопкинса "Под подозрением" ("Under Suspicion") смотрится очень достойно. Неплохо продуманные режиссерские ходы, тонкая работа двух главных героев - Моргана Фримэна и Джина Хэкмена. Оба, кстати, оскароносцы. Фримэн знаком российскому зрителю по фильму (очень любимому нашим телевидением) "Шофер мисс Дэйзи", Хэкмен - по фильмам "Враг государства", "Миссисипи в огне", "Фирма". Из маленького французского городка Хопкинс переносит действие фильма на один из Карибских островов. Возможно, это призвано подчеркнуть пикантность и неординарность ситуации. Преуспевающий адвокат Генри Херст (Джин Хэкмен) - под подозрением в изнасиловании и убийстве двух девочек. Его старый знакомый, комиссар полиции Виктор Бенезет (Морган Фримэн) в течение нескольких часов (разумеется, ночью) с пристрастием допрашивает его по всем известным полицейским канонам. Херст, который оказывается немножко набоковским Гумбертом, тем не менее девочек не насиловал и не убивал, хотя вдруг сам от отчаяния и усталости в этом признается. В сравнении с картиной Клода Миллера здесь, пожалуй, больше нюансов - психологических (препарирование психологической подноготной героев, в первую очередь Херста), эротических (картина буквально дышит порочной любовью). Более тонко выписана роль жены Херста (Моника Белуччи), на которой отчасти лежит вина за одиночество и душевные терзания героя. Одним словом, фильм вполне достойный от и до. Но 20 лет - срок для кино небольшой. Не очень понятно, зачем было Хопкинсу реанимировать произведение, пока не нуждающееся в реанимации.
Другое дело Гомер, например. Преданья старины глубокой, которые так и просятся пасть на современную почву, подвергнуться новому прочтению, осовремениться. На сей раз за дело взялись братья Джоэл и Этан Коэны (в России известные благодаря фильмам "Фарго" и "Большой Лебовски"). Впрочем, фильм Джоэла Коэна (его брат на этот раз выступал как продюсер) "О брат, где ты?" не назовешь осовремененной "Одиссеей", хоть главного героя и зовут Улисс Эверетт (Джордж Клуни). Просто вечный сюжет гомеровского эпоса как нельзя лучше подходит к безумным странствиям героев, беглых каторжников времен Великой Депрессии, Улисса и его команды - вечно припугнуто-оторопелого Пита (Джон Туртурро) и сентиментального крошки-полудебила Делмара (Тим Блейк Нелсон). Три колоритные личности, главная из которых - франтоватый Улисс Эверетт, этакий а-ля Кларк Гейбл, помешанный на собственной прическе (даже в бегах он не забывает надевать на ночь сеточку на голову), - блуждает по Америке в поисках несуществующих сокровищ. По пути их подстерегают и сирены в виде поющих на реке путаночек, и циклоп в виде одноглазого толстяка-бандита, и даже Пенелопа (Холли Хантер). Правда, не такая верная, как у Гомера, но все равно, как выясняется, любящая. Америка начала 30-х у Коэна кажется раскрашенной от руки мультяшкой, вобравшей в себя все цвета, всю яркость, все прелести и глупости страны за 200-летнюю историю. Цветастая Америка в стиле барокко, звенящая музыкой в стиле кантри, населенная бесхитростными, добрыми, своими в доску ребятами, которые любят негров и ненавидят ку-клукс-клан, прощают преступников, если те хорошо поют, а губернаторов выбирают по всем этим показателям вместе взятым. Признание братьев Коэнов в любви к родной стране. Можно предположить, что картина, скорее всего, придет в Россию, где ей уготована счастливая прокатная судьба.
Повеселевший было с Коэнами Каннский фестиваль, впрочем, очень быстро взял тайм-аут. Любимая актриса и когда-то жена Ингмара Бергмана Лив Ульман представила на конкурс на первый взгляд по-бергмановски многозначительный, а на деле - по-женски многословный и назидательный фильм "Предательство" - долгую историю любовного треугольника со страдающими детьми и суицидом. В фильме даже есть сам Бергман как персонаж: старый писатель, внимающий этой придуманной истории, которую наговаривает ему актриса (очень качественная работа Лены Эндре, которая наверняка будет рассматриваться как претендентка на лучшую женскую роль), разыгрывая перед ним сцены печальной мелодрамы. Сценарная основа хорошая (что неудивительно - она вышла из-под пера самого Бергмана), однако режиссерское построение серо и не впечатляюще. Дух Бергмана незримо витает, но увы - одного духа мало.
А завтра читателю наверняка небезынтересно будет узнать, что привезла в этом году Россия. Напомним, что в конкурсе Каннского фестиваля представлена картина Павла Лунгина "Свадьба".
Канны