0
1039
Газета Культура Интернет-версия

16.05.2000 00:00:00

Оптимизм во веки веков

Тэги: театр, Краков, фестиваль


Сцена из балета "Огороженный сад" Начо Дуато.

КРАКОВ, объявленный одной из восьми культурных столиц Европы-2000, начал отмечать юбилей еще в 1996 году. Сначала был фестиваль Анджея Вайды, потом - встречи с польскими нобелевскими лауреатами, затем Кшиштоф Пендерецкий символизировал Год музыки... 2000 год в Кракове проходит в воспоминаниях о еврейских традициях - четверть городского населения до войны (65 тысяч человек) составляли евреи, погибшие потом в лагерях. Иудейской спиритуальности посвящена открывающаяся через месяц большая выставка "Сила традиций". Гордость города - королевский замок Вавель - и тот "подгадал" с собственным юбилеем к общему: сейчас там открылась экспозиция "Вавель: 1000-2000". Прочие вечные ценности - будь то "Дама с горностаем" Леонардо да Винчи в музее Чарторыйских или знаменитый готический алтарь Вита Сквоша в костеле Святой Марии - сегодня делят туристское внимание с выставкой каталонского искусства XX века "от Миро до Дали" и многочисленными программами по всем видам искусств, вплоть до виртуальных.

Хотя в городе нет стационарного музыкального театра, танец здесь любят. Предусмотрено две параллельных программы: летний балетный фестиваль (с участием знаменитых трупп - компании Хосе Лимона и Балле Рамбер) и традиционный фестиваль "Краковская балетная весна", организуемый уже в седьмой раз на сцене местного театра имени Юлиуша Словацкого.

Фестиваль, хоть и называется "Балетной весной", заканчивается в сентябре гастролями израильской труппы "Батшева", в которой ставит Охад Нахарин, мировая балетмейстерская звезда последних лет, последний ученик великой Марты Греам. Краков уже принял французскую компанию Филиппа Декуфле со спектаклем "Тритон-2" - танцевальной иронией на темы греческих мифов. Летом прибудет Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана, который прокатывает по миру своего "Русского Гамлета". Надрывный стиль питерского творца полюбился западным славянам за то же, что и восточным, - в местном пресс-релизе написано про "полные пламенных страстей истории о людях, воплотивших в танце необыкновенные эмоции". Балет театра "Ла Скала" покажет спектакль "Великий Гэтсби" по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда в постановке Андре Проковского, французского хореографа русского происхождения, увлекающегося сюжетно-костюмными балетными мелодрамами. (Он когда-то поставил в Мариинском театре балет "Анна Каренина", ненадолго задержавшийся в репертуаре.)

Открылся же фестиваль двумя программами американской труппы "Hubbard Street Dance Chicago". Труппа существует 23 года, ее основатель - танцовщик и хореограф Луи Конте, участник постановок Боба Фосса, режиссер мюзиклов и автор танцев для Мадонны в фильме "A League of Their Own". Труппа организована по типичному международному образцу - танцовщики из разных стран (в данном случае из пяти) и многих американских штатов от Аляски до Гавай, окончившие, как правило, данс-факультеты колледжей и университетов, смешиваются в общем котле. В колледжах танцовщики получают крепкую профессиональную подготовку. Осваивают разные техники танца - классику, джаз, модерн во всех видах. Потом они кочуют из труппы в труппу, совершенствуясь на постановках разных хореографов - и одновременно приобретая некую среднеарифметическую манеру исполнения, отчего и разные балеты начинают выглядеть одинаково. Эта манера означает всеобщую техническую и эмоциональную ровность, постоянную, доходящую до автоматизма, точность танца (никто никогда нигде не ошибается), мгновенное переключение эмоций, не зависящее от личного темперамента артиста, и как следствие полное отсутствие каких-либо амплуа. Все взаимозаменяемы, могут исполнить любое желание хореографа, вызывают восхищение телесной ловкостью - и обескураживают художественной неразличимостью. Но одновременно это - идеальный ансамбль, строительный материал для постановщиков, годящийся для возведения любой танцевальной конструкции.

Бродвейское прошлое основателя наложило неизгладимый отпечаток на творческий лик труппы: артисты из Чикаго боятся чрезмерного сценического умствования, предпочитая ему крепкую зрелищность, веселье и главное - американский неиссякаемый оптимизм. Программы обоих вечеров строились по единому принципу: один "серьезный" балет для затравки, потом - шлягеры для развлечения публики.

Самым интересным были два балета Начо Дуато. Этот выдающийся хореограф современности, руководитель Королевского балета в Мадриде, ставит сейчас по всему миру (только что он получил приз "Бенуа де ла Данс" за балет "Многогранность. Формы тишины и пустоты", сделанный в Веймаре). Американцы показали его "Rassemblement" ("The gathering"), что с одинаковой достоверностью для контекста спектакля может быть переведено и как "Собирание", и как "Нарыв", - и "Jardi Tancat" ("Enclosed garden"), то есть "Огороженный сад". Балеты Дуато выдают происхождение хореографа, в них пламенеет страстная и сумрачная напряженность испанского барокко, впечатления от полотен Эль Греко и архитектуры Эскориала. Эту же сгущенную до квинтэссенции яростность эмоций Дуато ощущает в фольклоре, который для него - не последнее прибежище усталого интеллекта, но источник фундаментального тока жизни. Поэтому музыка его балетов - обработки песен гаитянских рабов или каталонских крестьян. В своих композициях Дуато не использует напрямую элементы фламенко и прочих иберийских танцев, не делает никаких стилизаций и смешений андалусского с модернистским. Его танцы абстрактны для любителей спрашивать "о чем балет?" и конкретно всечеловечны, как всечеловечны ритуал и экстаз. Хореограф манипулирует человеческими телами в пространстве - от подчеркнуто тяжелой земли-почвы до подчеркнуто легких отрывов от нее, заставляет танцовщиков до предела выжимать энергию из порыва и жеста. Чтобы понять, что такое плакать и торжествовать движением, - надо смотреть балеты Дуато.

Особняком стоит в программе балет Иржи Килиана: на его показе зрители хохотали, но самых прозорливых мороз пробирал по коже - опус забавен на первый взгляд и жуток при пристальном рассмотрении. "Шесть немецких танцев" московским зрителям знакомы по гастролям килиановской труппы "Нидерландский театр танца". Но в американском варианте Килиан сделал другие акценты. Спектакль стал пронзительно злым, юмористическое наблюдение за свободными нравами и дежурным флиртом XVIII столетия превратилось в чреватые роком игры маркиза де Сада. Здесь безразлично таскают друг друга за волосы и небрежно отсекают голову шпагой, жуя яблоко. Герои - уже не аристократы с гротескно-галантными манерами, но восставшие из могил жертвы гильотин Французской революции. К музыке Моцарта, написанной им в роковом 1789 году, добавлены периодически возникающие барабанные раскаты, внезапные затемнения и финальный каскад мыльных пузырей, падающих из-под колосников. Балет построен в черно-белой графике - "ночь" бархатного задника и кулис, "день" ослепительно белых, обсыпанных пудрой танцовщиков. Дерганые ужимки полураздетых, щеголяющих в исподних панталонах, корсетах и нижних юбках призрачных героев - воплощение классического "все проходит".

На этих балетах и закончилась "философская" часть выступлений американцев. Остальное было чистым развлечением, сделанным, впрочем, профессиональными руками молодых американских хореографов. Дуэт Харрисона Мак-Элдоуни на музыку Айры и Джорджа Гершвинов: стук каблучков, брейк с твистом, жаркие объятия дансинга в стиле "давай назовем все своими именами", пестрая рубашка на танцовщике а-ля "спасатели Малибу", уличная нежность ("Let"s call the whole thing off"). Чистая безделушка Дэвида Парсонса, точно описанная в программе как "балет на музыку Россини для семи танцовщиков и одного конверта" с так до конца и неизвестным посланием (конверт уморительно - с пластикой рук локтями вперед - передают из рук в руки без видимой цели, что создает атмосферу зыбкого абсурда). "Квартет для четырех" Кевина О"Дея - под игру "Кронос-квартета" улыбчиво и отстраненно танцуют четверо, периодически уменьшающиеся в количестве до трех, двух и одного. В этом же смысловом ряду - знаменитые "Девять песен Синатры", поставленные не менее знаменитой Твайлой Тарп; смокинги, галстуки-бабочки, маленькие платья для коктейлей, лакированные ботинки - и кружение пар светского парти. В этом вихре когда-то блистал Барышников. И на закуску - "Сороковые" отца-основателя Луи Конте: беспроигрышная танцностальгия по эпохе биг-бэндов с рок-н-ролльными па, которые без устали проделывали идеальные герои - те, кто не курит, много занимается спортом и ест экологически чистые продукты.

Труппа "Habbard Street Dance Chicago" имела большой успех на краковском фестивале. Точно просчитанный сплав коммерции и искусства не подведет никогда.

Краков-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
505
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
569
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
351
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
438

Другие новости