Праздник урожая в Германии. 30 октября 1934 г. Фото из трофейного альбома. Предоставлено Центральным архивом ФСБ РФ |
ВОЙНУ невозможно рассказать. Войну можно только пережить. Не просто борьба государств или идеологических станов. Война - это событие, которое прочитывается лишь в одном-единственном масштабе: конкретной человеческой судьбы.
Выставка фотохроники Второй мировой войны, организованная правительством Москвы, Комитетом по культуре и Московским домом фотографии и открытая 6 мая в галерее "Новый Манеж", - редкий случай благополучному, идеологически инертному обывателю рубежа второго и третьего тысячелетий постараться примерить на себя те, другие, человеческие судьбы.
В отличие от предыдущих мероприятий этой тематики (таковые в нашей стране проводятся уже более полувека - начиная с 1948 года) фотопроект "Посвящение" представляет Вторую мировую войну не в виде национально-героического эпоса Великой Отечественной, но как всемирную катастрофу, где советский народ - лишь один из участников и лишь одна из жертв неслыханного доселе марша смерти. Организаторы выставки собрали в одном пространстве галереи немногочисленные, но самые знаменитые, самые впечатляющие кадры военной фотохроники из архивов России, Польши, Франции, Италии, Норвегии, Австрии, США, Германии. Все эти виды национальных трагедий мало чем отличаются друг от друга: польский мальчик на развалинах своего дома, три монахини Монте-Кассино перед руинами монастыря, искалеченные бомбежкой мосты сибаритки Вены, обезумевшее лицо французской девочки или злые глаза юного партизана, взятого в плен под Смоленском.
Пожалуй, это и есть самое сильное впечатление от выставки: военная фотохроника рисует такой фон смертельного противостояния народов, который не допускает ни малейшей доли романтизации войны и который, как правило, остается за кадром художественных, пусть даже самых жестких, интерпретаций военных реалий. Наряду с грудами рассортированных останков бывших узников или страшными подробностями лагерного режима смертельно истощенные тела заключенных Освенцима и их одеревенелые лица - не более чем вещественные доказательства, не подлежащие драматизирующему вмешательству извне.
Такова специфика жанра, что в военной фотохронике трудно провести границу между художественными и документальными презумпциями автора. К тому же на сей раз устроители проекта "Посвящение" эту грань намеренно затушевали. Композиции классиков фотоискусства Морозова и Халдея, Тарасевича и Петрусова, Бальтерманца и Игнатовича участвуют в выставке наравне с множеством анонимных работ, которые по большому счету составляют костяк экспозиции и в своей абсолютной безыскусности отличаются особенной пронзительностью.
Образы безличного насилия, с одной стороны, и безвинного, безнадежного страдания - с другой - не единственная тема фотопроекта "Посвящение". Хотя и фрагментарно, но последовательно здесь намечены все основополагающие сюжеты Второй мировой войны: нагнетание нацистского умонастроения в Германии в первой половине тридцатых годов, оккупация и террор в Центральной Европе, Холокост, нарастание национальных движений Сопротивления, вступление союзнических войск, наконец, парад Победы и местные суды над коллаборационистами. Замечательно, что при претензии на глобальный охват исторических событий экспозиция построена без строгой привязки к реальной хронологии. Таким образом, например, помещенная в контекст освенцимской тематики послевоенная композиция "Эхо войны" (1965) Анатолия Морозова прочитывается как точка с запятой в чрезвычайно сложном, перегруженном "обстоятельствами места, времени и образа действия" синтаксисе войны.
Надо сказать, что подобный постмодернистский прием сюжетной мозаики, столь деликатно использованный авторами фотопроекта "Посвящение", как нельзя лучше отвечает замыслу выставки - по сути, первой фотопанорамы Второй мировой войны. Пытаясь проследить нити человеческих судеб, которые связал друг с другом гордиев узел войны, постепенно приходишь к мысли, что логика истории составляет лишь фон личного выбора каждого ее участника или, в случае войны, лишь полигон противостояния индивидуальных волений. В конце концов если все-таки искать смысловой эпилог выставки "Посвящение", то, думается, им должны быть те два фотоснимка из собрания Центрального архива ФСБ РФ, что зафиксировали групповые самоубийства, совершенные членами семей нацистских лидеров - женщинами и детьми. Эти кадры наглядно демонстрируют, что желание переустроить мир не иначе как согласно собственной воле ведет только к вырождению и гибели.