ВЧЕРА, 11 мая, Елизавета Вторая, Королева Великобритании, официально открыла новый музей. Это событие в прямой трансляции будет передавать BBC 1. С сегодняшнего дня музей доступен для публики. Культурным событием года в Англии стало рождение Современной Тэйт (Tate Modern). В 1897 году Генри Тэйт основал "Национальную галерею британского искусства". Современная Тэйт в 2000 году стала новой площадкой для интернациональных художников. И первым музеем современного искусства в Лондоне. На южной стороне Темзы, прямо напротив собора св. Павла, высится башня электростанции. Станцию выстроили в самом сердце города для того, чтобы свести к минимуму потери при передаче энергии. Было это в 1963 году. А уже в 1981 году она прекратила работу. Теперь башня электростанции может стать таким же символом Лондона, как купол собора св. Павла. Здание реконструировано специально для коллекции XX века, которой до сих пор не хватало места в Тэйт. Пабло Пикассо и Йозеф Бойс, Энди Уорхол и Пит Мондриан получили свои залы в Современной Тэйт. Так же, как и многие другие знаменитости ХХ века - от Огюста Родена до Стива МакКвина. Роденовский "Поцелуй" (1901-1904) открывает раздел "Ню/Действие/Тело" на 5-м этаже нового здания, фильм МакКвина "Медведь" (1993) завершает этот раздел. Многие художники представлены в нестандартном для них контексте: так, в одном зале друг напротив друга оказались импрессионист Клод Монэ (1840-1926) и лэнд-артист Ричард Лонг (род. 1945).
Куратор раздела "Ландшафт/Материя/Окружение" объединил их произведения по принципу "тотального погружения в пейзаж". Так что Современная Тэйт предлагает целостный взгляд на искусство XX века, со всеми его противоречиями.
Художники авангарда - вклад России в культуру уходящего столетия. Только один русский автор удостоен отдельного зала в Современной Тэйт. Это Наум Габо (1890-1977), скульптор, который большую часть своей жизни провел за рубежом (среди них - несколько лет в Англии), хотя, несомненно, был вдохновлен русским авангардом. В залах также висят единичные работы других наших авангардистов: это Наталия Гончарова (1881-1962), Василий Кандинский (1866-1944), Эль Лисицкий (1890-1941), Казимир Малевич (1878-1935). Легко заметить, что все они работали в первой половине века. Даже если присчитать к ним всех тех, кто, как, например, Осип Цадкин (1890-1967) только родился в России, но сформировался за рубежом, все равно не наберется и десятка мастеров. Этот принцип показа объясним, исходя из особенностей галерейной коллекции, в которой русские работы немногочисленны. Но очевидно также, что система репрезентации той или иной национальной художественной школы является частью культурной политики.
Русский авангард представлен в Современной Тэйт неполно и недостаточно. На карте современного искусства России нет. Илья Кабаков - единственный художник, ассоциирующийся с Россией на временной выставке 23 инсталляций 23 наших современников: каждый заполнил зал на 4-м этаже новой Тэйт. При этом Кабаков выстроил собственный коридор-лабиринт внутри галерейного помещения и заполнил его "Воспоминаниями моей мамы", отпечатанными на машинке, и любительскими фотографиями Бердянска.
В музее семь этажей. Третий и пятый отданы работам из собрания Тэйт, объединенным в четыре тематические экспозиции. Сюда же включены вещи, отобранные из музея Виктории и Альберта (прежде всего это фотографии Картье-Брессона и Ман Рея) и частного фонда Фрелих (Штутгарт, Германия), предоставившего инсталляции Брюса Наумана, Дэна Флэвина и т. п. Новые выставки будут идти на четвертом этаже.
Архитектурное решение делает Современную Тэйт достойным членом международной семьи музеев. Во всяком случае, это первый музей современного искусства, в котором есть свой собственный турбинный зал высотой в 35 и длиной 155 метров: именно в него первым делом входят посетители. Полная площадь внутреннего пространства - 34 000 квадратных метров. Из них 6000 отданы под постоянную коллекцию, а 3000 - под временные выставки. "Херцог и де Морон" - швейцарское архитектурное бюро, которое решило сложную задачу. Жак Херцог заявил, что целью архитекторов было не бороться против оригинального здания, но взять его энергию. Автором проекта электростанции в 1947 году был сэр Жиль Гилберт Скотт (1880-1960), британский архитектор, который известен даже тем, кто ничего не знает об архитектуре. Он проектировал красную телефонную кабину, один из лондонских фетишей. Его молодые преемники сохранили не только экстерьер электростанции, но и ее индустриальный дух. Электростанция и музей соединились на средства Национальной лотереи (56,2 миллиона фунтов) и Комиссии Тысячелетие (50 миллионов). Реконструкцию промышленного здания под галерейные нужды поддержали Художественный совет (6,2 миллиона фунтов), Английское партнерство (12 миллионов) и многочисленные благотворители (как организации, так и частные лица), чей список занимает три страницы. Так что правительственные, общественные и личные средства послужили одной цели. На весь проект было затрачено 134,5 миллиона фунтов.
Лондон
"Независимая газета" благодарит Британский Совет за поддержку при подготовке этой статьи.