Леонардо да Винчи: печально я гляжу... |
СЕГОДНЯ в 17.00 в Екатерининском дворце в Царском Селе в присутствии исполняющего обязанности президента России Владимира Путина, многочисленных гостей - официальных лиц России и Германии - состоится торжественный акт передачи фрагментов Янтарной комнаты. Небольшое панно из рук государственного министра при федеральном канцлере, уполномоченного федерального правительства Германии по делам культуры и средств массовой информации Михаэля Наумана перейдет в руки избранного президента России Владимира Путина. Надо полагать, что комод, который когда-то также стоял в Янтарной комнате, во время войны был вывезен в Германию и теперь прибыл в Россию тем же спецрейсом из ФРГ, буквально из рук в руки передавать не будут. Но комод - еще один подарок Германии России. Подарок, думается, не случайно приуроченный к юбилею Победы.
Россия выступает с ответным жестом доброй воли. Оспорить следующее замечание трудно, и все же позволим усомниться в том, что Германия решилась бы на жест доброй воли в одностороннем порядке. Хотя в официальных разговорах стараются обойтись без слова "обмен", а министр культуры России Михаил Швыдкой даже специально сказал, что речь может идти лишь о совпавших по времени дружеских актах, взаимных возвращениях, это самое совпадение все равно заставляет воспринимать следующие друг за другом "передачи" в одной связке.
Итак, в ответ на небольшой (а вообще-то - крошечный) фрагмент Янтарной комнаты и комод Россия передает Германии свидетельство на право вывоза 101 произведения графики из собрания бременского Кунстхалле. Этот самый документ вчера был передан г-ну Науману министром культуры России Михаилом Швыдким. Сделано это было по-деловому, в рабочем порядке, внутрикабинетно.
По российским законам, чтобы вывезти за границу какое-либо произведение искусства, надо получить на то разрешение в Министерстве культуры. Оно получено. Но ясно, что вопрос решался на самом высоком уровне. Насколько нам известно, обещание дать такое разрешение было получено осенью прошлого года. И на самом высоком уровне - от Бориса Ельцина. Теперь наконец стало понятно, что имел в виду советник по культуре посольства Германии, когда, отказываясь от интервью, заявил летом прошлого года корреспонденту "НГ" о неких переговорах по перемещенным ценностям, которые проходят не на его, а на гораздо более высоком уровне, и что дело "конкретно движется в правильную сторону" (см. "НГ" от 17.08.99). Афишировать переговоры было не в интересах Германии, и, надо признать, конфиденциальность удалось сохранить почти до последнего.
Итак, свершилось. Вернее, "первая половина" уже свершилась вчера в стенах Министерства культуры России. Второе событие состоится сегодня в музее-заповеднике "Царское Село". Сегодняшние торжества обставлены именно как праздник. Из вчерашней выдачи разрешения на вывоз сделать праздник не удалось. Справедливо ли это? Думается, да. Но даже если речь идет не о передаче, а об обмене, странно все же, что первый шаг "потребовался" с нашей стороны. В преддверии юбилея Победы - странно тем более.
Но главная странность - не в этом. Поговорим о деньгах. Германия передает России фрагмент Янтарной комнаты и комод. Цена последнего известна - 50 тысяч марок. Цена фрагмента - также невелика (хотя, конечно, высока). Россия же "в обмен" передает 101 рисунок старых мастеров, и среди них - рисунки Кранаха, Дюрера, Леонардо да Винчи.
Происхождение этой коллекции довольно туманно. В марте 1993 года гражданин России передал в посольство ФРГ в Москве 56 произведений печатной графики и 45 рисунков для последующей передачи в Художественное общество Бремена, из музейного собрания которого они происходят (а хранились до войны в бременском Кунстхалле). Детали этой сделки противоречивы и не подкреплены необходимыми в таких случаях документами. Ничего не известно о дарителе и условиях, зафиксированных в акте передачи. Туманны мотивы поступка. А ведь речь - о коллекции фантастической стоимости (хотя министр культуры России почему-то настаивает на том, что рисунки Кранаха и Леонардо недороги и что при желании их легко найти в нужном количестве на антикварном рынке). Тревогу должно было бы вызвать и то, что при передаче в немецком посольстве, кроме анонимного дарителя и атташе по культуре посольства ФРГ, находились такие одиозные фигуры, как г-да Акиньша и Козлов, когда-то приложившие немало сил к раскрытию государственных секретов (в то время - СССР). Последний, кстати, давно перебрался на жительство в Германию.
На все запросы, в том числе официальные, максимум, что удавалось узнать, - что имя анонимного дарителя - Петр Петрович и что он умер два года назад и похоронен в Москве. Относительно коллекции известно лишь, что она (предположительно!) была вывезена военнослужащими советской воинской части, расквартированной в мае 1945 года в замке Карнцов, где хранились эвакуированные нацистами музейные коллекции.
Действительно, указанные в акте передачи произведения не фигурировали ни в одном из списков культурных ценностей, перемещенных в рамках компенсаторной реституции. И значит, не могут быть отнесены к категории перемещенных ценностей, подпадающих под определения Закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ", а, скорее всего, являются личными трофеями. Скорее всего. Точной информацией ни мы, ни, кажется, Министерство культуры, ни даже компетентные органы в настоящее время не владеют. И тем не менее дают разрешение на вывоз. Таким образом, вчерашние слова Михаила Швыдкого о том, что "впервые в истории российско-германских отношений перемещаются культурные ценности из России в Германию и из Германии в Россию на совершенно законных основаниях", не кажутся совершенно верными - в части законности перемещения из России в Германию.
Редакции стало известно, что вопрос о выдаче разрешения обсуждался вплоть до вечера четверга, когда министр культуры вновь собирал всех причастных к "реституционному вопросу" чиновников. Тому были веские причины. И, в общем, были причины повременить - до выяснения всех обстоятельств. Без знания происхождения коллекции, имени и мотивов дарителя такая передача выглядит сомнительной - с точки зрения учета интересов России. Даже в Министерстве культуры не исключают, что после того, как уже состоится вывоз рисунков в Германию, обнаружится "криминальный след" в их судьбе. Вряд ли России выгодно в "обмен" на комод и кусочек Янтарной комнаты выдавать разрешение на вывоз коллекции, стоимость которой не в десять, а в сто и более раз выше немецких даров. То есть речь идет - о неравноценности, которой в межгосударственных отношениях быть не может.
Но, видимо, было уже поздно отступать. На наш взгляд, столь поспешный отказ Министерства культуры от еще одной, в данном случае едва ли лишней экспертизы (речь идет хотя бы о приблизительной оценке стоимости перемещаемой коллекции) - большая ошибка. Совершая ее, министерство оказывает дурную услугу исполняющему обязанности президента. В министерстве, кстати, утверждают, что экспертиза была. Но Ирина Антонова, директор Музея им. А.С. Пушкина и один из самых авторитетных экспертов в этом вопросе, ничего о ней не знает.
Хорошо, что Владимир Путин максимально дистанцировался от российской "половины" церемонии взаимных дарений. Плохо, что нельзя было внести принципиальную "правку". Конечно, хорошо, если у президента будут хорошие отношения с Германией, но совсем не хорошо, если этот успех будет достигнут за счет ухудшения его "отношений" с Россией.