Звезды Большого театра в балете "Сны о Японии" |
ДВА ДНЯ подряд в Москве был Большой балет. Большой не только в буквальном смысле (хотя в обоих проектах участвовали премьеры ГАБТа), но и по размаху, анонсированному организаторами. Проект продюсерской фирмы "Постмодерн-театр" заранее был обречен на аншлаг - афиша с броским названием "Нина Ананиашвили и звезды Большого театра" не может не привлечь внимания. Вечер в Театре оперетты собрал полный зал, несмотря на дорогие билеты и репертуар, который ранее уже был показан в Москве. Прима солировала в трех одноактных спектаклях: "Моцартиане" Джорджа Баланчина, "Прелестях маньеризма" и "Снах о Японии" Алексея Ратманского ("НГ" неоднократно писала об этих постановках). Первый и третий балеты числятся в репертуаре Большого, но идут редко, вторая постановка принадлежит лично Ананиашвили и с успехом прокатывалась во многих странах мира. Публика, не привыкшая к музыкальной метафизике Баланчина, аплодировала "Моцартиане" несколько вяло (хотя на меньшей - по сравнению с ГАБТом - сцене этот камерный балет смотрится лучше), но зато близко к сердцу приняла легкие и зрелищные постановки Ратманского. Успех нарастал от виртуозных изысков мелкой пластики, сдобренных юмором и политых иронией ("Прелести маньеризма") к туманной экзотике по мотивам театра Кабуки, окрашивающей в пряные тона технические трюки премьеров и премьерш ("Сны о Японии"). Соло, дуэты, трио и общие танцы Сергея Филина, Марии Александровой, Андрея Уварова, Юрия Клевцова, Дмитрия Гуданова и Инны Петровой были приняты на ура. Ударной точкой программы стало сообщение: в конце мая мы увидим балет Мариинского театра, премьеру этого сезона, знаменитые "Драгоценности" Баланчина.
Благотворительный вечер, состоявшийся на сцене Московского музыкального театра, организован российским Фондом культуры совместно с Фондом Вадима Писарева - искусство Донбасса. К ним примкнула вновь созданная при Фонде культуры Гильдия российского балета, в которую по замыслу учредителей должны войти не только творческие работники, но и любящие балет меценаты. Куратор балетных программ Фонда культуры, вице-президент фонда Отан Асылкожаев посвятил значительную часть пресс-конференции разнообразным планам этого делового трио. Совместно с казахстанскими партнерами осенью задумано провести международный фестиваль балета памяти Галины Улановой. Фестиваль развернется не только в столице, но и в городах России, Украины и Казахстана. 12 декабря в Большом театре пройдет финальный вечер, на который будут приглашены танцовщики из Америки, Франции и Дании. К этому концерту ГАБТ с финансовой подачи Фонда культуры и его деловых партнеров включит в постоянный репертуар шедевр классического наследия - гран-па из балета "Пахита". Вечер будет транслироваться в сети Интернет, но лишь для тех зарубежных пользователей, которые произведут меценатские электронные платежи в пользу балетного искусства: организаторы намерены твердо следовать принципу: "Балет - искусство нуждающееся". При наличии соответствующих средств такой фестиваль станет ежегодным. Еще один проект Фонда культуры и Фонда Писарева - постановка спектакля с рабочим названием "Сказка сказок". Ничего общего с мультфильмом Юрия Норштейна это не имеет, но он будет построен как парад лучших фрагментов балетной классики. Со своей стороны, Гильдия российского балета обязуется создать в соответствии с мировыми стандартами московский балетный клуб: подобное учреждение меценатов и для меценатов успешно действует, например, при Парижской опере и многих других ведущих театрах мира. Члены клуба имеют особые возможности в посещении спектаклей, репетиций и любых других мероприятий подведомственных театров и при этом оказывают им финансовую поддержку, особенно в проведении дорогостоящих проектов (та же Парижская опера имеет один из самых больших бюджетов в мире, но и ей не по карману тратить деньги на гастроли).
Первым гала компаньонов в Москве стала российская премьера балета "Танго ангела", осуществленная силами Донецкого театра оперы и балета (вторым отделением прошел дивертисмент с участием солистов ГАБТа). Премьер донецкой труппы и ее художественный руководитель Вадим Писарев, любимец московских балетоманов и балетоманок, исполнил одну из двух главных ролей, а вторую станцевал петербургский артист, солист Театра хореографических миниатюр Андрей Иванов. Их усилия объединил хореограф, постановщик и сценограф Дмитрий Симкин - бывший солист Новосибирского оперного театра, лауреат трех международных конкурсов артистов балета, а ныне - европейский артист, премьер танцтруппы в Висбадене. "Танго ангела"- его четвертая постановка, ему принадлежит также спектакль "Песни Соломона" (о любви мудрого царя и царицы Савской), а за предыдущую работу, балет "Так долго, как ты хочешь", Симкин получил бронзовую медаль Международного конкурса хореографов в Париже.
Проект балета возник при встрече Писарева, Иванова и Симкина на одном из мировых гала-концертов, куда они в качестве танцовщиков-виртуозов были приглашены станцевать украинский гопак. "Танго ангела" - это танцевальный риторический вопрос: где находятся рай и/или ад - на бестелесном небе или в чувственном земном мире? В этом бессюжетном балете танцуют безымянные персонажи, но главный герой - ангел, пожелавший задуматься о бренности. Спектакль сложен из его переживаний, похожих на отрывки из интимного дневника этого потустороннего существа, то наблюдающего за людьми, то участвующего в неких человеческих историях - любовных страстях. Создатели подошли к делу в интеллектуальном всеоружии: после прочтения новеллы старинного немецкого писателя Жан-Поля "Смерть ангела" была создана литературная композиция (автор Геннадий Кондауров), зачитываемая по ходу действия, - отрывки про ангелов из Борхеса, Неруды и Альберти. Название балета выбрано по одноименному музыкальному циклу Астора Пьяццоллы, и его музыка (наряду с опусами Гии Канчели и бессмертным шлягером "Утомленное солнце" Ежи Петербургского) использована в постановке. В аранжировке и исполнении Гидона Кремера все это приобретает симфонический размах.
То ли выбор сверхчеловеческого героя в главные персонажи сковал Симкина (танец ангела - это ответственно), то ли автор побоялся впасть в дешевую патетику и иллюстративность, которые часто получаются при "отанцовывании" мелодий танго, но хореография получилась несколько монотонной. Постановщик, по его словам, хотел сохранить заключенную в музыке "латиноамериканскую тематику" происходящего, но не очень сумел передать гремучую смесь Пъяццоллы - бесстрастие как фиговый листок взрывчатости. У Симкина доминирует первое, но не проявлено второе. "Плотские" позы в дуэтах, поддержки-объятия и падения-катания воспринимаются чересчур спокойно. Эмоциональный всплеск возникает, когда Андрей Иванов - ангел с блеском исполняет воздушные классические па. Их идеальная сущность наполняется у него задуманной хореографом тревогой.