Вячеслав Мизин. На помойке. Из серии "Маргинальные художники". 1999. |
ВЫСТАВКА современного искусства "Безумный двойник" в городах России оставляет за собой скандальный след. Разве что в Москве все прошло чисто и благородно (см. "НГ" от 10.12.1999 г.), но стоило творениям французских, немецких, голландских, американских, итальянских и российских художников попасть в провинцию, как начались эксцессы. Против нее митинговали в Нижнем Новгороде, пытались закрыть в Самаре, и уже за несколько недель до прибытия "Безумного двойника" в Екатеринбург был создан комитет, призванный не допустить выставку в городские музеи. Комитет возглавили художники-реалисты, призвав в свои ряды представителей Екатеринбургской епархии и областное Министерство культуры. Во все средства массовой информации были разосланы предупреждения, что подобные экспозиции тлетворно влияют на психику людей и оскорбляют достоинство человека. Более того, на пресс-конференции, организованной Екатеринбургской епархией и посвященной вопросам строительства Храма на крови на месте расстрела царской семьи, вторым - особым - вопросом выделили посещение Екатеринбурга "Безумным двойником". Журналистам были зачитаны отрывки из самарской газеты, где "Двойника" обвиняют во всех тяжких: от пропаганды "сатанизма" до "половых извращений".
"Патриоты" Самары призывали не только выдворить выставку из города, но и привлечь "к уголовной ответственности виновных лиц за распространение порнографических материалов и предметов порнографического характера, а также уволить директора художественного музея Аннету Басс, лишив ее звания "Почетный гражданин Самары" за пособничество в растлении общества". Директора музея городским властям удалось отстоять. Но художественный скандал наложился на предвыборную кампанию, и становиться на сторону художников никто не хотел.
Визит "Двойника" в Екатеринбург совпал с началом предвыборной кампании в городскую Думу. "Патриотические силы" в Свердловской области не так сильны, и они не играют значительной роли в политической жизни Екатеринбурга. Потому делать ставку на них никто из местных политиков не стал. Но без попытки вмешаться в жизнь Музея изобразительных искусств не обошлось. По нашим сведениям, областной министр культуры Наталья Ветрова накануне открытия выставки сообщила, что комиссия министерства и она лично желают осмотреть экспонаты. Как заявила корреспонденту "НГ" арт-критик Евгения Кикодзе, организаторы, восприняли это сообщение настороженно, даже агрессивно: "Посмотреть пустим, но цензурировать и снимать экспонаты выставки не дадим. Потому как подобная цензура похожа больше на "паханство", именно так появляется право мафии диктовать всему обществу свои законы". Вероятно, инспекционный поход был отменен, поскольку до дня открытия никто из областного министерства выставку не посмотрел.
Екатеринбург в этом смысле казался приятным исключением, поскольку в каждом городе, где побывал "Безумный двойник", представители властей пытались что-то изъять. В Нижнем Новгороде, к примеру, "изгнали" из зала храм с куполами в виде мухоморных шляпок. Мухомор считается сатанинским грибом, и осквернять им православную святыню не позволили. Пластмассовые шишки, рвота, странные картины с восковыми фигурами - очередные претенденты на обструкцию.
Подзаголовок выставки во французской версии звучит так: "Идиотизм как стратегия". Стратегия идиотизма, видимо, не рассчитана на русскую ментальность.
Современное искусство уже спотыкалось в Екатеринбурге. В 1997 году по инициативе епархии перед выставкой "История в лицах" (гораздо более скромной, чем нынешняя) были сняты с экспозиции пять картин. Собирались снять десять, но половину отстояли сотрудники зала современного искусства картинной галереи. Картинная инквизиция тогда вызвала большой скандал, но, как оказалось, была только прелюдией для более широкомасштабной идеологической чистки. Епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон пару лет спустя приказал сжечь на костре книги всемирно известных богословов. Таких, как Александр Мень.
Слава центра российской инквизиции привела к тому, что выставку "Безумный двойник" в Екатеринбург не хотели везти. Она должна была перелететь Урал и побывать в Красноярске. Уговорила московского куратора сотрудник отдела современного искусства Марина Сергеева. Она же поддержала семинар "Проблемы актуального искусства", где перед открытием показали видеоработы ведущих современных художников. Этот семинар, возможно, сгладил удар, который готовили на открытие "Безумного двойника" художники-реалисты.
Как было замечено, именно перед открытием выставки у музея высадились сотрудники правоохранительных органов. Но, видимо, машина омоновцев предназначалась не для охраны порядка на "Безумном двойнике", поскольку люди в камуфляжной форме очень быстро исчезли из поля зрения журналистов.
После Екатеринбурга скандальный "Безумный двойник" отправится во Францию, в тихий замок Уарон, где наверняка не встретит и толики тех скандалов, что сопровождали певцов идиотизма в России.
Екатеринбург