0
2282
Газета Культура Интернет-версия

25.04.2000 00:00:00

Луна и архангел

Тэги: художник, живопись, Голубятников


Павел Голубятников. Архангел Рафаил. Эскиз. 1923.

ПЕТРОВ-ВОДКИН любил кумач. Художник считал его самым русским цветом. В 1912 г. юный Павел Голубятников увидел "Купание красного коня". Он был одним из многих, кого картина потрясла. Через три десятилетия, над гробом учителя, Голубятников сказал: "Это определило мой путь как живописца. Я почувствовал родство тогда к незнакомому мне автору, а теперь здесь лежащему, близкому и любимому". А в 1918 г. бросил физмат Петербургского университета и ушел в Свободные мастерские, к Петрову-Водкину. Но ключевым цветом для Голубятникова стал синий.

Синий - главный цвет картин зрелого Рериха. Он, правда, предпочитал более светлый, менее материальный синий. В 1913 г. Голубятников поступил в Училище при Академии художеств, в класс Николая Рериха. Осенью 1916 г. Рерих оставил академию, а Голубятников поступил на физмат, где взялся всерьез за астрономию. Для Рериха прозрачная синева горного неба имела мистическое значение. Голубятников был увлечен небом как художник и астроном. И писал такие картины, которым сам цвет придает значение. В этом он следовал традиции своих учителей.

То, что может быть выражено, может быть выражено ясно. Лаконизм формы - вот что роднит Петрова-Водкина с Малевичем или Лисицким, хотя путь, по которому шел Петров-Водкин, был иным. Голубятников происходил из набожной семьи богатого краснодеревщика (вскоре после революции его отец, Константин Петрович, принял сан). Петров-Водкин начинал в артели иконописцев. "Они подружились буквально сразу, найдя общие темы для разговоров, - вспоминала дочь Голубятникова, Вера Дерябина. - Вне академии мы стали близкими друзьями, товарищами, посещали концерты, театры, мастерские художников, выставки, насыщая обсуждениями все виденное и все слышанное", - Голубятников сразу пошел вслед за Петровым-Водкиным, по его пути. Один стал любимым учителем, другой - лучшим учеником.

Ночь. Украина. Высокое небо. С 1930 г. Голубятников жил в местечке Зеленый Гай и преподавал в Харьковском художественном институте на кафедре дисциплины цвета (!). "Автопортрет с Луной" (1931) - одна из лучших его работ. Голубятников не просто учился у Петрова-Водкина. Он прямо воспроизводил его композиционные клише. Автопортрет Голубятникова - это интерпретация "Головы мальчика" (1913) Петрова-Водкина. Те же иконные глаза, тот же (с небольшим сдвигом) разворот головы. Радикальное отличие - цвет. "Мальчик" красноморд, хотя и погружен в себя. В этом соединении есть некоторая натяжка. Темно-синий - оттенок покоя и печали - доминирует в пространстве картины Голубятникова: мужская голова вылеплена бархатно-синим. Красный - возбуждает, синий - успокаивает.

"Тиха украинская ночь"... Голубятников в "Автопортрете" 1931 г. показывает, как она тревожна. Потому что резко сочетание синей головы и желтой Луны. Желтое всегда кажется более близким, чем синее: таков закон пространственного восприятия. Но в то же время Луна (желтое) логически расположена дальше, чем человеческая голова (синее), которая ее заслоняет в картине. Здесь явно нарушено привычное соотношение между цветом и пространством. Эта противоположная направленность двух воздействий порождает чувство тревоги. При этом полумесяц Луны расположен справа вверху от овала головы, так что они вступают в динамическое взаимодействие: две геометрические формы не уравновешены в пространстве картины. Месяц буквально выплывает из-за черепа - такое впечатление создается благодаря напряжению контрастных цветоформ. Синее выталкивает из себя желтое, овал - полумесяц. Композиция в целом уравновешена зеленой плоскостью земли.

Глубина воздействия цвета связана с основаниями человеческой психики. Свою жизнь профессора Голубятников посвятил цветоведению. В дневнике он отметил: "Необходимость работы над колоритом, над возрождением цвета в картине ясна каждому, посещавшему наши выставки <...> краски смешиваются без всякого знания цвета, отсюда ход наложения красок, приводящий к глинисто-черной поверхности картины". Эти слова до сих пор справедливы: типичная "серость" стала на десятилетия приметой русской живописи. Чтобы изменить ситуацию, Голубятников создал трехтомный "Атлас цвета". "Я поставил своей задачей создать исчерпывающие шкалы цвета, воспринимающиеся человеческим глазом с пояснительными примечаниями технологического, оптического, психофизиологического характера. Для этого, взяв цвет как пластический материал, я даю его в строгой и закономерной системе развития <...> В связи с грандиозными вопросами строительства Дворца Советов ясно возникает вопрос цветового оформления этого величайшего здания в мире", - убеждал художник в своей докладной записке в Управление строительства Дворца Советов. Записка не помогла: 1-й том "Атласа" не был издан ни в 36-м (когда он был полностью готов к изданию), ни в 38-м (когда Голубятников написал свою докладную). 1-й том охватывал 2500 таблиц "по затемнению и тональному единению цвета". 2-й и 3-й тома должны были включить в себя каждый по 50 000 - 60 000 оттисков, связанных с соединением цветов, пониманием контраста и другими вопросами колористики. "Атлас цвета" пропал при бомбежке. Художник погиб от дистрофии в блокадном Ленинграде.

Архангел Салафиил "дает молитву молящемуся". Павел Голубятников начал рисовать его в 1917 г. В феврале 1939 г. умер Кузьма Петров-Водкин. Голубятников остро почувствовал свое одиночество. Его нервная болезнь развивалась. В декабре 1939 г. он вернулся к образу ангела. "Все испробованные людьми попытки общежития вплоть до наших экспериментов мучительны. Дорога одна - возвращение к религии. К познанию через искусство, а не через науку. Да будет новое познание через Божественную премудрость. Да осветит Салафиил сердца малых светом божественным..." - писал Голубятников в дневнике. По православному преданию, Салафиил явился Агари, когда она заблудилась в пустыне, и указал ей источник воды. Голубятникову архангел явился во сне.

От архангела рябит в глазах. В 1940-1941 годах Голубятников нашел новую манеру, нимало не похожую на стиль его учителя. Ее можно условно назвать цветовым кубизмом. В кубизме предмет разложен на простые геометрические формы. Голубятников начал разлагать фигуру на пятна чистых цветов. Сохранилось около 70 работ Голубятникова. Из них две выполнены в новой манере. Обе изображают Салафиила. "Молнии прорезываются и движутся по картине, производя мерцание цветовых огней и движение крыльев архангела <...> Разноцветный огонь формируется в образ, сходный с человеком".

Цвет - начало формы. "Качания и замыкания линий в движущемся формате <...> призмы и отраженный определенным цветом луч дают возможность создать <...> "искусство цвета", - считал Голубятников: "Отражатели из мелких миллиметровых призм - будущий материал живописи". Он пришел к передаче движения цвета в неподвижном изображении. Изучение колористики привело его к радикально новому методу. Этот метод остался невостребованным.

Семья художника уехала на Урал, в эвакуацию. Через три десятилетия после его смерти дочь показала рулон осыпающихся холстов директору Нижнетагильского музея. Так началось возвращение Голубятникова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1841
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1152
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
845
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1134

Другие новости