Так готовятся к "Нике". Фото Андрея Никольского (НГ-фото) |
У ВСЕХ на памяти, как организаторы церемонии "Оскара", просчитав, что на сей раз расклад призов предсказуем и это может погасить интерес публики к очередной раздаче голливудских "слонов", тут же придумали мистификацию с похищением статуэток и на волне хорошо аранжированного в СМИ скандала провели ежегодное шоу. Как всегда, шумно, ярко и празднично. У нас же - все наоборот. Только и заботы, как бы поизобретательней испортить праздник другим. На этом "особом пути" мы уж точно впереди планеты всей. Никита Михалков и Александр Сокуров, проявив завидную последовательность, сняли свои фильмы с голосования на призы российской киноакадемии "Ника". И "увели" из списка номинаций не менее десяти конкурентоспособных персон: Елену Руфанову, Владимира Ильина, Олега Меньшикова, Алексея Петренко - называю только актеров, каждый из которых был потенциальным претендентом на профессиональный приз. Нужно ли объяснять, что без "Сибирского цирюльника" и "Молоха" картина прошедшего киногода выглядит много беднее. И это отражается на общем настроении - и выборщиков, и болельщиков. Накал борьбы, азарт - то, что определяет тонус любого соревнования, - падает. Скучновато, когда у фаворита нет достаточно сильных соперников и исход борьбы предрешен. Досадно, когда такая ситуация создается искусственно, как на этот раз.
Главным героем "Ники-2000" станет Алексей Герман с "Хрусталевым" - это, по-моему, очевидно. Лично я пророчу ему две главные номинации - за лучший фильм и за режиссуру. И, пожалуй, третью тоже - "За лучший сценарий". Михаилу Ульянову предстоит получить статуэтку "За лучшую мужскую роль" в "Ворошиловском стрелке". Что до главной женской роли, то здесь должна победить Нина Усатова. В "Бараке" Валерия Огородникова она сыграла роль второго плана, но дирекция "Ники", видимо, придерживается иного мнения. И ее, дирекцию, можно понять - с главными женскими ролями в прошедшем году у нас негусто.
Лучшим неигровым фильмом скорей всего окажется "Трасса" Сергея Дворцевого, чей стремительный взлет из безвестности в мэтры международного класса буквально не имеет аналогов. Сергей Овчаров, автор "Небывальщины", "Левши" и "Барабаниады", на сей раз будет увенчан лаврами за "Фараона" - лучший анимационный фильм, получивший в прошлом году в Берлине "Золотого Медведя". Лавры лучшего оператора достанутся все-таки Владимиру Ильину, снявшему сложнейшую картину "Хрусталев, машину!".
Таким представляется возможный исход конкурса по основным номинациям. Я не социолог, и опираюсь на интуицию, подкрепленную знанием конкретной ситуации и соображениями, так сказать, высшего порядка. Громко говоря, заботой о том, чтобы восторжествовали истина и справедливость. Но именно на этом месте я спотыкаюсь, и в наш сюжет вступают Случайность, Непредсказуемость, Иррационализм - троица, которая правит бал в идеологическом вакууме. И тут начинается минное поле Непредсказуемости.
Да, в любом соревновании есть элемент случайности, и он учитывается при составлении прогноза. Но постперестроечный опыт уже показал, как легко случайность меняется местами с закономерностью. Причина же в том, что в обществе нет стабильных базовых ценностей, на которые можно было бы с уверенностью ориентироваться. О политкорректности я уж не поминаю, а надо бы. Пора, давно пора. В результате большинство голосует как бог на душу положит, полагаясь на собственный вкус или - еще чаще - на вкус "референтной группы". Вместо того чтобы рационализировать свои субъективные предпочтения, напрячь извилину, мы отступаем в сферу "слишком человеческого". А это не всегда на пользу дела.
Огромную роль в исходе голосования играют "привходящие обстоятельства" - у нас любят гонимых и не любят баловней успеха. Сплошь и рядом "побеждает дружба", равно как и вражда. И если в списке номинаций отсутствует картина, за которую можно простодушно "голосовать сердцем", как, к примеру, сложилось в позапрошлом году с "Вором" Павла Чухрая, рекордсменом по числу полученных статуэток, все может пойти вразнос и наперекосяк. Ум с сердцем у нас не в ладу. Так было в прошлом году, когда киноакадемики заблудились в четырех номинациях на "лучший фильм" только потому, что среди них не было абсолютного лидера всеобщих симпатий. Я высоко ценю Алексея Балабанова и его "проклятый шедевр" "Про уродов и людей", но когда картина глубокого негативного пафоса объявляется лучшим фильмом года - это знак того, что выборщики просто не отдают себе отчета, что такое "Ника" и какова ее общественная миссия.
Итак, расклад этого года сложился в пользу Алексея Германа и его "Хрусталева". Германа у нас любят и почитают. Драматическая история фильма, включая пресловутый провал в Каннах, повышает его шансы - нет нужды, что многие просто не врубились в сложную стилистику картины. От этого уважение к ней еще больше. Иными словами, в отношении к фильму накопился ощутимый план "человеческого", что у нас традиционно важнее "эстетического".
Что ж, доживем до субботнего вечера и сверим прогноз. Но не забудем про минное поле Непредсказуемости.