0
862
Газета Культура Интернет-версия

21.04.2000 00:00:00

Лучшие из средних

Тэги: выставка, Госпремия99, искусство


Ирина Старженецкая. Во время зноя дневного. 1991.

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ Третьяковской галерее (Крымский вал, 10) работает выставка произведений, представленных на соискание ежегодной Государственной награды в области литературы и искусства. "Госпремия-99" предлагает краткий экскурс во все сферы культурной жизни страны (точку зрения отдела культуры "НГ" читайте в номере от 18.02.2000).

Зритель имеет возможность дать каждому представленному артефакту свою собственную оценку. Но, чтобы иметь хотя бы косвенное представление о том или ином событии, совсем необязательно вести насыщенную и разнообразную культурную жизнь. Возможность дать непосредственный репортаж с места события - вот преимущество телевидения. По большому счету никакая телетрансляция не в силах соперничать с непосредственным, "живым" восприятием искусства. Хотя телевизионный просмотр имеет свои значительные преимущества: зритель, выбирая комфортные для себя условия, оказывается ведомым, к примеру, по залам Третьяковской галереи, покорно потребляя предлагаемую ему информацию. Все зависит от художественного уровня передачи. В этом отношении номинанты на Госпремию в разделе "Просветительская деятельность" отвечают требованиям общеобразовательных программ. Среди претендентов - коллективы создателей сериала по изобразительному искусству "История одного шедевра. Третьяковская галерея", цикла телепередач "Старая квартира" и даже коллектив общероссийского государственного телеканала "Культура". За авторские работы на соискание выдвинут в числе прочих Эдуард Радзинский - автор цикла телепередач и оригинальных литературных произведений.

Экспозицию можно назвать выставкой достижений массовой культуры. Общественное признание, заслуги и регалии - это важное условие выдвижения к награде. В расчете на огромную аудиторию массовая культура апеллирует к традиционным формам, как правило, к отработанной предшествующей культурой технике, естественно избегая новизны и сложности выражения. Выставка носит прикладной характер, закономерно вызывая прагматичные вопросы о наилучшем использовании того или иного произведения. Речь идет о разделах, представленных на первом этаже: "Дизайн", "Архитектура" и "Изобразительное искусство".

С точки зрения полезности и красоты интересна разработка новой модели "Волги ГАЗ-3111" и коллекция павловопосадских платков. На стенде "Архитектура" в фотографиях и макетах представлены сразу три банковских здания, два из них находятся в Москве (на проспекте Вернадского и на Большой Андроньевской улице). Интересен макет здания Операционного управления Санкт-Петербургского банка на Фурштатской: "колодец невского двора" использован в качестве неотъемлемой деловой части сооружения (над проектом трудились Никита Явейн - руководитель авторского коллектива, архитекторы Н.Д. Баллаж (посмертно) и Владимир Зенкевич).

Значительная часть экспозиции отведена "Изобразительному искусству". Эта номинация эклектична по подбору, рассчитана на вкус любой аудитории. Сама специфика конкурса не предполагает каких бы то ни было художественных изысков и экспериментов. По определению, для массовой культуры, в противоположность модернизму и авангарду, свойственно усредненное положение, этакое отставание на шаг.

Представленные работы четко разбиты по жанрам. Этот раздел открывает библейский цикл работ художницы Ирины Старженецкой периода 1989-1999 годов. Они решены экспрессивно, широким мазком и, судя по технике исполнения, больше походят на подготовительные эскизные макеты, нежели на законченные произведения. Кисти Старженецкой также принадлежит живописное оформление храмов Воскресения Христова в Тарусе и Малое Вознесение на Большой Никитской улице в Москве.

Библейская тематика плавно перетекает в жанр бытового пейзажа. Его представляет художник Ельчанинов. В основном это милые деревенские сцены, с говорящими за себя названиями "Бабье лето", "Купальщица", "Напоить коня", "Перевозчик" и др. Такое последовательное перечисление произведений в хронологии, предложенной выставкой, - скучное и непродуктивное занятие. По-настоящему привлекают внимание эскизы сценографии спектаклей художника-постановщика Устинова. Многослойная техника эскизов с использованием блестящей мишуры и газа на акварельной основе погружают в иллюзорный и загадочный мир. Интригует метаморфоза превращения плоского эскиза в объемную сценическую декорацию, где все приходит в движение, звучит легкая музыка, доносятся голоса и шуршание платьев. Помимо живописных работ в номинации "изо" представлена керамика, скульптура, ксилография.

Кто станет обладателем Госпремии-99 - вопрос открытый. Из 224 человек (среди них как отдельные художники, так и творческие коллективы) будет выбрано 22. В этом году именно столько премий будет присуждено. Одна премия - примерно 250 тысяч рублей. Их распределит комиссия. А выставка предоставляет каждому возможность расставить свои приоритеты и выделить лучших претендентов. Из числа средних.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1686
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1046
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
760
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1039

Другие новости