Лоуренс Гартел. Искусство и культура. Компьютерный коллаж. Часть инсталляции для международного аэропорта в Майами. |
ИСКУССТВО и технический прогресс - понятия противоположные, принципиально ориентированные на разное: покой и движение, вечность и сиюминутность. Так до сих пор думают многие. Но прогрессивные мастера кисти и резца без колебаний перешли в тружеников лазера, видео и компьютера. И стали классиками (см. www.gartel.com).
Лоуренс Гартел один из таких. Когда-то, еще студентом артшколы в Буффало, он не побоялся освоить огромные машины, заполнявшие собой и своими проводами все пространство студии, которая была скорее похожа на Центр управления полетами, чем на мастерскую художника. Тогда каждый оттенок серого на мутном мониторе требовал отдельного кабеля, а получить и сохранить картинку можно было единственным способом: сфотографировав экран монитора. С тех пор компьютерная эволюция шла следом за Гартелом, который считает, что технология всегда будет отставать на шаг от творческого процесса. Сегодня в его арсенале новейшие фотоаппараты, разработанные Canon по заказу Пентагона для разведки в пустыне, компьютеры с 40 ГБ жесткого диска, чувствительнейшие сканеры, но┘ Довольно часто в композицию включаются фрагменты рукотворного коллажа или рисунка цветными карандашами, которые потом переносятся на электронный носитель.
"Лысохвостиками" ласково зовут таких, как Лоуренс, молодые европейцы: при всей своей респектабельности, в память о бурной молодости они по-прежнему собирают поредевшие и поседевшие волосы в хвостик на затылке. Основа жизни и творчества Гартела - путешествия. Каждая из его работ - это калейдоскоп случайностей, почему-то оказавшихся рядом и попавших в его компьютер: фотопортреты людей и вещей, билеты на самолеты, титры телепередач, обрывки газет. Творчество - как автобиография человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте за нужным занятием. В разгар 70-х Лоуренс Гартел оказался в Нью-Йорке в Гринвич-Виллидж рядом с Нам Джун Пайком, Энди Уорхолом и сделал ставку на новейшие достижения электроники. Остальное - дело удачного маркетинга самого себя, чтобы в 90-х иметь заказы от Philip Morris, Mobil Oil, Coca-Cola, Absolut Vodka и т.д. А в 2000-м быть счастливым отцом семейства в Майами, иметь за плечами сотню выставок, именоваться пионером компьютерного искусства, писать об этом книги и читать лекции по всему миру.
Теперь и нас компьютером не удивишь. Электронными картинками тоже. Опоздал ли к нам Гартел как минимум на десятилетие? Как опоздали многие перезревшие западные поп- и рок-звезды, как к нам опаздывает мода?
Судя по тому, что выставку демонстрировала "L-галерея", из передовой превратившаяся в захолустную, судя по вяловатому интересу к лекции, проведенной Фондом Сороса, кажется, опоздал.
Набор образов: хот-доги, американские горки, пальмы, голливудские красотки в ярких купальниках и в ярких кабриолетах, которыми буквально напичкан каждый квадратный сантиметр его творений, для нас откровенный кич, вызывающий эстетический протест. Но то, что для нас плохо, американцу хорошо. Для него это обыкновенный американский реализм, красота по-американски. Он так живет. По-соседски дружил с Версаче, приятельствует с Мерил Стрип.
Но вне нашего отношения к компьютерному искусству Гартела оно уже занесено в учебники по истории искусства и принадлежит вечности. Требования к компьютерной графике такие же, как и к станковой. Ценны малый тираж и авторство. Конечно, и то и другое можно ксерокопировать, сканировать, разместить в Интернете, изменить как угодно с помощью разнообразных программ. Шедевром ваш опыт станет тогда, когда вы сможете заявить, как Гартел: "Всю жизнь я стремился к тому, чтобы на восприятие моих работ зритель тратил больше, чем одну-две минуты, которые он обычно тратит на осмотр каждого произведения в музее. И я достиг этого". Имея 30 лет общения с компьютером за плечами.