Присутствие чертей в хатах персонажей гоголевских "Вечеров на хуторе близ Диканьки" было столь же обычным, как домашняя утварь. Нечистый являлся совершенно неотъемлемой частью быта - дом без черта, что печь без трубы. В контексте произведений Николая Васильевича такое положение черта можно объяснить особого рода религиозностью героев писателя, очень непосредственно и наивно понимающих деление окружающего мира на Добро и Зло. В двадцатом веке, уже в СССР, возникло и другое толкование нечистой силы и вообще всяких неопознанных явлений - научное, и в связи с этим черти стали обыденными уже с научной точки зрения, то есть считалось, что ничего подобного нет, а все удивительное есть исключительно плод умственной деятельности человека. Таким образом, и черт (если не "черт" из атеистических соображений, то что-то подобное ему) может стать творением рук людских - так что пугаться его нечего, сами сделали, и это, между прочим, очень символично...
Главный герой новой повести Андрея Столярова "Наступает мезозой", опубликованной во 2-м номере "Звезды", - ученый-биолог, технократ, некое порождение времен застоя, с сознанием зомби (если, правда, у зомби есть сознание), идущий напролом к своей цели, не обращая внимания ни на жертвы, ни на происходящее вокруг. Его цель - работать в лаборатории, точно такой же, какую он видел в детстве на картинке, и заодно выяснить, "что есть жизнь". На протяжении всей повести ни разу не называется его имя, однако само повествование проходит сквозь призму его сознания. Говорящие фамилии людей, его окружающих, придают всей повести, с одной стороны, сказочный ореол, а с другой - уподобляют творение Столярова фантастическим рассказам советских писателей, например того же Булычева: чего стоит заведующий лабораторией, обладатель "косматой бизоньей головы" Бизон; "фокусник" (исполняющий функции волшебника) куратор Горицвет - благодаря его присутствию в аквариуме, созданном главным героем, смогла зародиться жизнь (а шанс был ничтожно мал). Правда, на Горицвета же герой и написал донос, чтобы получить освободившееся место в лаборатории. Вся жизнь "великого ученого" проходит по четкому расписанию - такой идеальный, в советском представлении, человек-машина. В результате всей его деятельности на свет выходит какое-то чудовище, "черный мокрый черт", который убивает своего создателя, возомнившего уже было себя либо Богом, либо дьяволом - для него это неважно. Причем в том, что этот новый Франкенштейн появился на свет, замешаны явно какие-то силы, вовремя либо провоцирующие аварию на электростанциях, либо отключающие отопление (хотя, казалось бы, такие типичные для нашей страны явления).
В лучших традициях русского романа решающую роль играет во всем жена героя, вступившего, кстати, в брачный союз лишь с целью "освободиться от гнета физиологии". В минуту отчаяния, вызванного отсутствием внимания, женщина произносит "роковую истину": "Это уже не наука, это - что-то иное". С того момента герой начинает заниматься уже не наукой, а черной магией. До самой последней строчки все пронизано "духом реализма", все происходящее не вызывает у главного героя удивления, страха. Ощущение обыденности и ординарности описываемых событий передается и читателю - образ ученого до ужаса убедителен. И чудовище, созданное им, не что иное, как порождение советской действительности (один из возможных лозунгов предлагается: "Через три года вырастим в пробирке искусственного человека!"). Сотрудники милиции, расследующие смерть героя, констатируют "несчастный случай на производстве", а остальное - "уже не наша забота" - звучит тоже очень убедительно. Нужно также отметить, что после смерти от жертвы (?) осталось высохшее, мумифицированное тело - не намек ли это на вождя всех времен и народов? Бытовая фантастика служит лишь метафорой.
Несомненно, если рассматривать "Наступает мезозой" с точки зрения "социальной драмы", то некоторое очень, правда, отдаленное сходство с "Собачьим сердцем" Булгакова наблюдается. Утрированная обыденность, разбавленная лишь чувством гордости, - "великий ученый" творит чудеса! Самого биолога, как уже было сказано, все происходящее вокруг мало волнует. Поэтому исторический фон, на котором разворачиваются события, прописан очень условно - главного героя не касается даже просшедшая перестройка, только вот сложнее становится находить нужные химические компоненты. Если у Булгакова профессор Преображенский - человек эмоциональный, живой, и Шариков становился неким окном в советскую действительность, то у Столярова главный герой - человек исключительно разумный, а его Гарольд (так он назвал свое творение) - то, к чему привела эта действительность, можно сказать, уже порождение Шариковых и Швондеров, причем обладающее нечеловеческой сущностью.
Тема Бога и дьявола также затронута в повести - окружающие главного биолога люди периодически спрашивают его: "А вы не боитесь впустить в этот мир - нечто такое... что этому миру вовсе не принадлежит?" Но наш герой считает: "Бог или дьявол ведет его по этой дороге - уже неважно. Он не имеет права остановиться, пока не исполнит предназначение". От кого биолог узнал свое "предназначение", автор предоставляет возможность разобраться самому читателю. Догадаться несложно. В повести "Наступает мезозой" обыгрываются "вечные темы" русской литературы: Советский Союз оказывается порождением нечистой силы, а Зло порождает Зло. В популярной форме.