Макс (Сергей Юрский) и администратор (Дарья Юрская) в спектакле "Провокация". Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
В ПРЕДУВЕДОМЛЕНИИ к пьесам, составившим цикл "Провокация", автор Игорь Вацетис, специально оговаривает, что разыграть его сочинения по силам лишь актерам-виртуозам. И дело не в избыточных претензиях сочинителя: обстоятельства-де требуют от артистов ежесекундной готовности к перевоплощению.
Юрский - из тех, которые готовы всегда. И всегда готовы идти впереди, ведя за собою остальных. В этом он подобен горьковскому Данко. Если все прочие участники "Провокации", премьеру которой в эти дни можно увидеть на сцене "Школы современной пьесы", - виртуозы, то Юрский - виртуоз вдвойне, иначе говоря, виртуоз виртуозов. В этом он подобен Спивакову, который, собрав виртуозов, сам вынужден был стать первым среди лучших. Хотя рядом с Юрским его супруга, замечательная актриса Наталья Тенякова, его дочь, актриса Дарья Юрская, "друзья семьи" актеры Евгений Князев, Владимир Качан, Валерий Яременко, Максим Евсеев и постоянный спутник всех затей "АРТели АРТистов Сергея Юрского" (где бы это ныне фантомное тело не находило себе пристанище) - нужный ему, кажется, не столько как артист, сколько как оберег - Александр Аронин. И вместе с тем Юрский ни на секунду не забывает, что его партия - ведущего, остальные - ведомые. Что он - солист, который по совместительству еще и дирижер. Хотя рядом с ним мастера, он для них - как мама-утка, которая вывела на прогулку своих маленьких утят.
Повод для волнения, внешне, впрочем, почти не обозначенного, имелся: Юрский вывел в люди новую пьесу для нового театра (из цикла "Провокация" в спектакль вошли только две пьесы). В этом его пафос созвучен треплевскому (из чеховской "Чайки"). Премьерный зал - кажется, больше из любви к Юрскому и его партнерам, чем разделяя искреннее расположение Юрского к Вацетису, - то горячо откликался на какие-то шутки, то замирал в нерешительности, и свою нерешительность относил на счет недостатков драматургии. В "качестве игры" Юрскому у нас отказывать не принято (но особенно нравится все, что он делает, нашим ленинградским коллегам). К тому же Юрский, даже если выстроить целую цепь аргументов и объяснить, где не получилось, что и почему, все равно не поверит. Он вообще не принимает критику, а потому...
Жизненный и творческий путь Сергея Юрского известен.
Жизненный и творческий путь Игоря Вацетиса нам известен от Юрского.
Бессмысленно пересказывать содержание пьес. Вообще бессмысленно, но в случае Вацетиса это бессмысленно тем более, поскольку автор вымерил на весах, чтобы только содержание не "перевесило" ни в коем случае форму. Скажем больше: нам кажется, что содержание этих пьес в их форме, поскольку, интересуясь современными историями, автор больше всего озабочен формальными изысками. И если в этих пьесах ему удалось сделать открытие, то это открытие в области современной формы (признавая эти достоинства, жюри Антибукера дважды включало пьесы Вацетиса в "короткий список"). Потому пересказ сюжета как минимум "ополовинит" пьесы.
Потому - об искусстве. О чистой форме. О содержании - между прочим.
Ионеско, если верить театральной легенде (а в театре принято верить в легенды вообще, в театральные легенды - тем более), начал писать пьесы, заразившись абсурдизмом от учебников французского языка. Юрский заразился Ионеско и, по другой театральной легенде, учил французский по его пиесам: Ионеско он переписывал, перечитывал и пересказывал русским языком - как русские драмы. Попробуем предположить, что Вацетис заразился любовью к диалогическому жанру, начитавшись Ионеско в переводах Юрского и насмотревшись на Юрского, с которым, кажется, они не шапочно знакомы. Перечитанный и, может быть, не раз переписанный, преломленный и извращенный - в сочинениях Вацетиса Ионеско тенью то и дело выглядывает из-за кулис. И, к слову, машет тени Хармса, которая маячит в "кармане" сцены с противоположной стороны и приветственно кланяется в ответ.
Вполне возможно, что театр, давно тоскующий по современному слову, а главное, по современному герою, найдет его здесь, в "провокациях" Игоря Вацетиса. И будет раздосадован, если не все ценители разделят радость нового знакомства. Начнутся долгие разборы полетов. Станут судить да рядить. Может быть, не все актеры были виртуозами, как то обещало предуведомление? Может, не с той стороны подошли и "взялись"? Может - о, ошибка! - не так хороши были пьесы? Все может быть. Может быть, что и самого Вацетиса нет и никогда не было (что нам Вацетис, когда ныне говорят, что и самого Шекспира никто в глаза не видел?!). Есть его пьесы (и тут Вацетис "соприроден" уже не только Ионеско, но и Шекспиру). И с ними нам жить. А что до искусства, то оно, как доказывает Юрский всей своей 65-летней (уже?!) жизнью, вообще не адресовано каждому. Оно выберет ценителей из толпы проходящих мимо.