В один из дней 2003 года здесь выстроятся очереди - в год 300-летия Санкт-Петербурга
в царскосельском Екатерининском дворце предстанет перед посетителями воссозданная Янтарная
комната. Фото Урсулы Рацко ("Рургаз") |
ЕЩЕ ВЧЕРА в заметке "Янтарная комната в долг" мы писали о том, что нынешнее законотворчество унаследовало ритмы советского долгостроя. Немецкая компания "Рургаз", готовясь отпраздновать свое 75-летие, вызвалась уплатить сумму (3,5 млн. долларов), необходимую для полного восстановления Янтарной комнаты в Царскосельском Екатерининском дворце к 2003 году, к празднованию трехсотлетия Санкт-Петербурга. По сему случаю полгода назад был подписан договор между "Рургазом", Музеем-заповедником "Царское Село" и Министерством культуры РФ, и в момент подписания стороны надеялись на те льготы на благотворительность, что распространятся на спонсорскую поддержку с Запада, согласно, так всем казалось, вот-вот принимаемому Государственной Думой Закону о меценатстве. На апрель с.г. восстановлена вся Северная стена Янтарного кабинета, но закон, как говорят специалисты, предполагают принять только в конце этого года.
Все три стороны законно опасаются ввозить немецкие средства в Россию - те 10-12% убытка, что отнимают у радетелей русской культуры налоговые службы, могут поставить договор на грань срыва. Поэтому Министерство культуры, понимая, что с воссозданием шедевра надо спешить (вот-вот вздорожает янтарь, а немцы лишних денег не дадут, да и мысль открыть Комнату к роскошному празднику, кажется очень соблазнительной), в большинстве случаев вкладывает пока свои деньги в производство, надеясь на покрытие "долга" "Рургазом".
На этой грустной ноте мы и оставили читателя вчерашней газеты, но новый день принес нам новую весть. Не подумайте, что Закон о меценатстве был срочно принят на позавчерашнем ночном заседании Госдумы, но случилось, господа, другое приятнейшее известие - с проблемой ознакомился некто вроде ревизора. Во второй половине дня 11 апреля состоялось экстренное заседание Государственной комиссии по международной гуманитарной политике при правительстве России под председательством Валентины Матвиенко и с участием представителей всех министерств. Вопрос с Янтарной комнатой решился так: вся спонсорская сумма "Рургаза" в 3,5 млн. долларов признана гуманитарной помощью, в связи с чем налогами не облагается. Дабы наверняка убедиться в неограниченных ревизорских возможностях госслужащих, следует сообщить, что ранее предполагалось освободить "Рургаз" от налогов лишь на 1/2 суммы - и только активное участие в работе комиссии Валентины Матвиенко, расставшейся с претензиями на власть над Петербургом, обеспечило проекту "зеленый свет" без ограничений в маневрах.
Запад "входит" в договор материальными средствами, Россия - руками лучших в мире мастеров по янтарю и мозаикам (специальная реставрационная мастерская Царского Села) и мозгами, научными разработками (они активно ведутся в музее-заповеднике с 1979 года, и тому, что Янтарная комната начала восстанавливаться на российские средства, предшествовали одиннадцать (!) лет искусствоведческих розысков). И тем не менее руководством Царского Села подсчитано, что российской стороной в период с 1979-го по 1997 год в общей сложности потрачено 7,6 млн. долларов.
После полного восстановления в 2003 году Янтарная комната только к концу XXI века приобретет вид, в котором ее могли лицезреть посетители 1940-х годов. Лишь спустя 80 лет янтарные пластины, которые, перед тем как выложить их в янтарную мозаику, нагревают и словно сплавляют друг с другом, покрываются мелкой сетью трещин, в которые забиваются пыль и сор. Янтарь темнеет и остается таким уже навсегда. Интересно, что первый щит, сделанный в 1997 году на государственные деньги, гораздо светлее тех двух щитов, которые были восстановлены в последние полгода. Это связано с тем, что реставраторы употребляют новейшую и более надежную технику окраски янтаря, поэтому первый щит будет в скором времени перекрашен.
У реставраторов сложилась иная точка зрения на самый главный вопрос, который тревожил всех наблюдателей за результатами восстановительных работ: что же будет с воссозданным шедевром, если Янтарный кабинет все же будет найден и возвращен в Россию. По словам специалистов, на плечи которых всегда ложится вся невидимая для зрителей работа, нынешнее состояние шедевра, если он существует, должно быть крайне удручающим. Даже если не учитывать повреждения, нанесенные произведению в его скитаниях со времени похищения, вид Янтарной комнаты и в 1941 году был крайне неприглядным - именно в это время должна была состояться генеральная реставрация. Женщины, которые эвакуировали реликвии Царского Села в начале войны, просто побоялись снимать щиты, с которых буквально сыпалась янтарная крошка. Уже на цветной фотографии 1944 года, когда кабинет экспонировали в Кенигсберге, заметны необратимые процессы разрушения. Так что в чудесном случае возвращения Янтарной комнаты потребуются колоссальные материальные вложения в многолетнюю реставрацию оригинала. И если это произойдет, "рургазовская" Янтарная комната # 2 послужит и суррогатом, и свидетельством двадцатилетней титанической работы уникальных мастеров Царского Села.
Санкт-Петербург-Москва