ТАКОГО необычного концерта давно не было в Зале имени П.И. Чайковского. Еще до начала выступления группы "Opus Posth" (художественный руководитель и солистка Татьяна Гринденко) внимание зрителей притягивала сделанная специально для концерта декорация. Сверху над головами музыкантов была натянута прозрачная сеть, в глубине сцены и ближе к краю висели два больших прозрачных куба (художник Анна Колейчук, художественные объекты - Вячеслав Колейчук), подсвеченные разноцветными прожекторами. Музыканты вышли в длинных черных одеяниях, их лица закрывали маски с узким разрезом для глаз. По ходу концерта кто-нибудь из исполнителей время от времени подходил к кубам, подталкивал их, и прозрачные объекты начинали медленно вращаться.
Необычные костюмы музыкантов, абстрактная инсталляция в качестве декорации и действие на сцене, создающие впечатление авангардного перформанса, воплощают идею Татьяны Гринденко о новом этапе развития современной музыкальной культуры. Она считает, что пришло время уничтожить барьер, разделяющий сцену и зрительный зал, изменить взаимоотношения слушателей и музыкантов: "Мы хотим разрушить привычную ситуацию концерта и выстроить новые взаимоотношения между музыкантами и слушателями. Из простых потребителей они должны превратиться в участников происходящего. Мы надели костюмы и маски, вводим в свое исполнение элементы живописи и театра, чтобы процесс музицирования шел на ином, сверхличностном уровне. Музыка - это поток, в который слушатели должны вступить наравне с исполнителями".
Группу, чье название происходит от "Opus Posthumun" (посмертная публикация произведения неизвестного при жизни композитора), Татьяна Гринденко создала прошлой осенью. Она уже не в первый раз разрушает сложившиеся стереотипы. Впервые это произошло, когда, закончив Московскую консерваторию и получив премии нескольких Международных конкурсов имени П.И. Чайковского, Гринденко стала выступать вместе с рок-группой "Бумеранг". Играла на скрипке с электронным усилением, была звездой авангардных перформансов и не обращала внимания на статьи музыковедов, писавших о ее творческой деградации. Следующим неожиданным шагом стало создание "Академии старинной музыки" - одного из первых ансамблей, исполнявших в аутентичной технике сочинения композиторов Ренессанса, раннего барокко и современную музыку. "Opus Posth", дебютировавший на фестивале "Московский форум", уже выступал на концертах в костюмах, но тогда никто не мог предположить, что вслед за костюмами появятся декорация и элементы театрализации.
Необычность происходящего на сцене обостряла внимание зрителей. Блестящее исполнение отличалось мощным энергетическим посылом. В программе концерта были сочинения современных композиторов-минималистов. Каждое выступление музыкантов, похожих на настоящих первооткрывателей, знакомит российских слушателей с практически неизвестными у нас опусами. На этот раз, помимо Гласса, Ксенакиса и Мартынова, чьи произведения группа играла раньше, публике было представлено новое сочинение "Unread messeges" и "Real audio" - двух фрагментов "Symphony. ru", написанной Антоном Батаговым в декабре прошлого года. Медленная, медитативная музыка буквально завораживала своей внутренней гармонией. Завершил выступление двухчастный концерт Арво Пярта "Tabula Rasa" - сочинение, в котором особенно важен скрытый, символический план. Татьяна Гринденко и Гидон Кремер были первыми исполнителями этого концерта. На вопрос, изменилась ли трактовка "Tabula Rasa", Гринденко ответила: "Раньше меня интересовала внешняя красота этой музыки. Сейчас я обращаю гораздо больше внимания на ее внутренний смысл".