0
1298
Газета Культура Интернет-версия

12.04.2000 00:00:00

Наши амазонки в Венеции

Тэги: авангард, выставка, художник


Александра Экстер на выставке "Амазонки авангарда" представлена своими лучшими работами.

"АМАЗОНКИ авангарда" - выставка в старинном венецианском Палаццо Вениер-дей-Леони, где расположен знаменитый музей "Коллекции Пегги Гуггенхэйм". Название экспозиции ее устроители позаимствовали у поэта-футуриста Бенедикта Лившица, который в своих воспоминаниях назвал Александру Экстер и Ольгу Розанову "амазонками". С полным правом это меткое определение было распространено также и на Наталию Гончарову, Любовь Попову, Варвару Степанову и Надежду Удальцову, великолепные работы которых были собраны буквально со всех концов света.

Шесть залов - шесть имен, без которых сегодня невозможно представить себе триумф русского авангарда. Куратор нынешней выставки американский исследователь Джон Боулт. "Несмотря на талант "другой половины" авангарда в Европе и США, было бы исключительно трудно организовать подобную выставку по французскому кубизму, итальянскому футуризму или немецкому экспрессионизму, выставку, оказавшуюся способной определить таким полным и исчерпывающим образом все движение в целом, основываясь только на работах нескольких художниц". говорит.

Следует отметить, что уникальная экспозиция, созданная по инициативе Фонда Соломона Гуггенхэйма, имеет подлинно мировое измерение. Дело в том, что впервые за всю историю всемирно известного фонда было решено показать "Амазонок авангарда" последовательно во всех его музеях. Выставка открылась в июне 1999 года в Берлине, ибо ее главным спонсором стал "Дойче банк", давно и активно работающий в России (напомним, что на счету культурного фонда этого банка - участие в организации грандиозной выставки "Берлин-Москва" в 1996 году). Экспозиция была развернута в музее "Дойче Гуггенхэйм" (о деятельности музея см. "НГ" от 18.11.99), практически в нескольких шагах от дома # 21 по улице Унтер-ден-Линден, где в 1922 году в "Галерее ван Димен" состоялась историческая Первая русская художественная выставка, в которой принимали участие все "амазонки", за исключением Гончаровой. Это была большая премьера искусства русского авангарда на Западе.

В ноябре картины переехали в лондонскую Королевскую академию искусств, где выставке опять сопутствовал огромный успех. И вот в марте экспозиция была вновь открыта в Палаццо Вениер-дей-Леони, как бы завершив большой исторический круг: в российском павильоне на XIV Биеннале в Венеции в 1924 году состоялась последняя официальная встреча западного зрителя с искусством отечественного авангарда, причем многие из присланных работ тогда так и не были выставлены. Надвигались суровые 30-е годы, которые почти на сорок лет сделали эти картины "невыездными" и задвинули их во тьму музейных запасников. В этом смысле появление "Амазонок авангарда" на берегу Большого канала представляется весьма символичным. Но дело, конечно, этим не ограничивается. "Коллекция Пегги Гуггенхэйм" - идеальное место для демонстрации картин "великолепной шестерки", ибо здесь они соседствуют с ранними работами парижских кубистов, а также итальянских футуристов из коллекции Джанни Иаттиоли. Кроме того, в залах основного собрания широко представлены их соотечественники, современники - Малевич, Шагал, Кандинский, Певзнер, что создает неожиданно объемный образ эпохи и ее стиля. В итоге русский авангард естественно начинает восприниматься в контексте европейского искусства начала ХХ века, и одновременно возникает непередаваемая атмосфера, когда кажется, что за окнами венецианского палаццо несет свои воды не Большой канал, а Нева...

"Амазонки авангарда", которым предстоит в скором времени отправиться в Бильбао, а затем в Нью-Йорк, уже стали заметным событием мировой выставочной жизни. Несмотря на формально скромный масштаб проекта - в экспозиции всего 89 картин и рисунков - он производит впечатление весьма амбициозной акции. Причина прежде всего в представительности подобранного материала, который не только рисует индивидуальный творческий портрет каждой из художниц, но и дает представление об эволюции всего русского изобразительного искусства с начала века и до 20-х годов, то есть в один из наиболее плодотворных его периодов. При этом надо подчеркнуть, что многие вещи показывают на Западе впервые. Впрочем, даже для искушенных отечественных знатоков авангарда эта экспозиция преподнесет немало сюрпризов. "География" выставки действительно поражает воображение: Москва, Петербург и Киев здесь соседствуют с Нью-Йорком, Мадридом и Оттавой, а Уфа, Кострома, Смоленск, Саратов, Вологда, Нижний Тагил и даже Слободск - со Стокгольмом, Штутгартом, Кельном и Кардиффом. В итоге количество незаметно переходит в качество, и зритель получает возможность прикоснуться к живой истории русского авангарда. Взята она, однако, не в энциклопедическом объеме (чего удалось достичь устроителям культовой выставки "Великая утопия" 1992 года в нью-йоркском музее Гуггенхэйма), а лишь в ее женском измерении, причем исключительно на примере живописи, хотя творческие интересы "амазонок" выходили далеко за ее пределы (они создавали книги, ткани, керамику и т.д.).

Пять лет напряженной работы по разработке и воплощению в жизнь этого оригинального проекта подтвердили верность первоначального замысла - сконцентрировать внимание на выдающихся достижениях русского кубофутуризма и супрематизма, оставив в стороне другие направления, в том числе импрессионизм, символизм, соцреализм и европейский неоклассицизм, дань которым в свое время, естественно, отдали художницы. Примечательно, что, подбирая материал, организаторы выставки вовсе не стремились провести мысль о том, что все "амазонки авангарда" якобы придерживались единого художественного стиля, общей культурной традиции или одной идеологической линии. Напротив, авторы проекта предприняли весьма успешную попытку показать, что русский авангард был объединением самых разных новаторских течений. Более того, они сумели представить западному зрителю шесть независимых творческих личностей, зачастую находившихся в остром конфликте друг с другом.

А документальный раздел выставки содержит редкие фотографии, письма, выдержки из статей и другие уникальные архивные материалы (включая "Открытое письмо" Гончаровой), которые прекрасно дополняют богатый изобразительный ряд. Кроме того, эти документы проливают свет на отношение "амазонок" к своим коллегам и возлюбленным, среди которых нужно назвать Александра Древина, Михаила Ларионова, Казимира Малевича, Александра Родченко, Владимира Татлина, Александра Веснина и Алексея Крученых. Интересно, что, несмотря на весь революционный эпатаж авангардисток, их творческие и личные отношения с этими людьми в большинстве случаев складывались вполне спокойно и гармонично.

Познакомившись с выставкой "Амазонки авангарда", корреспондент "НГ" побеседовал с руководителем венецианского музея "Коллекция Пегги Гуггенхэйм" Филиппом Райлендсом.

- Господин директор, расскажите, пожалуйста, как родилась идея организации подобной выставки и почему за ее осуществление взялся именно Фонд Соломона Гуггенхэйма.

- Первоначальная идея этой выставки принадлежит представителю Фонда Гуггенхэйма в Европе Николасу Ильину, который в свое время принимал самое активное участие во всех переговорах в рамках подготовки "Великой утопии". Именно он несколько лет назад и предложил посвятить отдельную экспозицию женщинам русского авангарда и тем самым осуществить уникальный инновационный проект. Естественно, эта инициатива нашла понимание у руководства фонда, центр тяжести в экспозиционной деятельности которого традиционно приходится на авангард, а в нашем случае - на кубизм и абстрактный экспрессионизм.

Эта идея сразу же была подхвачена "Дойче банком", который активно сотрудничает с германским отделением Фонда Гуггенхэйма в Берлине. Тогда же возникла мысль показать эту выставку во всех музеях фонда - в Берлине, Лондоне, Венеции, Бильбао и Нью-Йорке. Никогда ранее такой акции фонд не осуществлял, хотя выставки, естественно, переезжали, например, из Нью-Йорка в Бильбао или из Венеции в Нью-Йорк.

- Как вы подошли к осуществлению этого беспрецедентного проекта? Как технически оказалось возможным собрать все эти замечательные полотна, рассеянные по необъятным просторам России и за ее пределами?

- Кураторами выставки стали известный специалист по русской культуре из Калифорнии Джон Боулт и бывшая сотрудница московского Музея изобразительных искусств имени Пушкина Зельфира Трегулова, которые совместно с Николасом Ильиным установили контакты с российскими властями и руководителями примерно двадцати музеев из бывшего СССР. Причем если в Москве и Санкт-Петербурге у фонда уже были налажены связи, то на переговорах с областными музеями в роли нашего основного партнера выступало агентство "Росизо", представлявшее Министерство культуры. С его помощью удалось составить список интересовавших нас работ, а затем и собрать их вместе из всех этих музеев. Должен сказать, что российские культурные власти сразу же заинтересованно отнеслись к проекту нашего фонда и внесли неоценимый вклад в его осуществление. Одновременно мы нашли полное понимание и со стороны западных партнеров (музеев и коллекционеров), которые охотно предоставили нам свои картины.

Вообще же, успешное сотрудничество с российской стороной Фонд Гуггенхэйма ценит чрезвычайно высоко. Собственно говоря, сама история фонда имеет чисто русские корни - все началось со знакомства Соломона Гуггенхэйма с Василием Кандинским в 1929 году. После войны фонд организовал около двадцати выставок ваших художников, в том числе Кандинского, Шагала, Малевича. Затем была уже упомянутая "Великая утопия", которая стала, вероятно, наиболее представительным показом произведений русских авангардистов на Западе. В этом смысле нынешняя выставка выросла из прежних наших инициатив.

- Будет ли и дальше использоваться модель, примененная вашим фондом в случае с "Амазонками авангарда", которые, как и положено всадницам, активно перемещаются по миру?

- Несомненно, организация подобных передвижных выставок вписывается в стратегию Фонда Гуггенхэйма, отвечает нашему видению будущего. Скажем, для нашего венецианского музея осуществить такой проект в одиночку было бы просто невозможно. Нам не хватило бы опыта, связей, ноу-хау, финансовых средств и т.д. Поэтому партнерство, установившееся между "Дойче банком" и отделением фонда в Берлине, представляется нам очень перспективным. Фонд выдвигает определенную идею, предлагает устроить выставку, и в случае, если банк принимает предложение, другие наши отделения получают затем возможность показать ее новому зрителю. Так сеть наших музеев может действовать, перемещая произведения искусства по миру. Это один из вариантов того, каким образом может функционировать музей, чтобы создавать культуру и воспитывать зрителя, одновременно доставляя ему эстетическое наслаждение.

- Господин Райлендс, в процессе подготовки выставки "Амазонки авангарда" Фонд Гуггенхэйма, безусловно, накопил немалый опыт работы в России. Не собираетесь ли вы инвестировать этот "капитал" в организацию какой-то новой выставки, связанной с русским искусством?

- Пока я не располагаю информацией такого рода. Но думаю, контакты с вашей страной обязательно будут продолжены. В целом Фонд Гуггенхэйма всегда отдавал предпочтение европейскому искусству, неотъемлемой частью которого, конечно, является русское искусство. Не исключаю, что в будущем проявится интерес и к странам Восточной Европы, например, к Чехии, Венгрии, Румынии, которые тоже располагают богатым культурным наследием.

Венеция


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1688
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
2005
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
2057
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1626

Другие новости