Чулпан Хаматова на фоне Луны. Кадр из нового фильма Бахтиера Худойназарова |
ПОБЫВАВ на нескольких международных кинофестивалях, в том числе в Венеции, Брюсселе и Токио, новая лента Бахтиера Худойназарова "Лунный папа" благополучно доехала до Москвы. В японской столице ее отметили призом "За лучшее изобразительное решение". Хотя и на других фестивалях картина была встречена весьма сочувственно, сам режиссер считает, что награда, полученная в Токио, для него - одна из самых дорогих. Учитывая, что проект был реализован в Таджикистане русской компанией "НТВ-Профит" по сценарию грузинского писателя Ираклия Квирикадзе при участии французских, австрийских и швейцарских продюсеров, он вполне может быть причислен к разряду международного. Съемки проходили в сложных условиях - в отсутствие доброкачественной воды и мобильных телефонов, что, правда, никак не сказалось на качестве картины.
Специально для фильма в местечке Исфара, напоминающем космический пейзаж (когда-то Андрей Тарковский начинал здесь снимать "Сталкера", а Микеланджело Антониони присматривал натуру для одного из своих проектов), был выстроен живописный восточный поселок Фар-Хор, где и произошли события фильма. На фоне гористого, почти необитаемого среднеазиатского ландшафта этот многоцветный и шумный поселок выглядит сущей экзотикой. О сходстве его с пространством параджановских фильмов говорить, кажется, излишне. Равно как и о влиянии Эмира Кустурицы, с которым Худойназаров сильно совпадает не только в приверженности к яркой изобразительности, но также и в выборе самобытных характеров, импульсивных героев, движимых какой-то непонятной, иррациональной силой и способных очертя голову совершать безоглядные, непредсказуемые поступки. Надо полагать, что не случайно у этих режиссеров нашелся общий немецкий продюсер Карл Баумгартен.
"Лунный папа" - универсальная простодушная сказка, где непременная юная Золушка, прозябающая в захолустье, должна обрести счастье, встретив красавца-принца, который увезет ее в большой город. Доброй, чистой, кроткой, трудолюбивой девушке, выросшей без матери, счастье на роду написано, она достойна его по определению.
Семнадцатилетняя Мамлакат (Чулпан Хаматова; ассоциация со сталинской любимицей не имеет значения и не несет никакой символики), мечтающая стать актрисой, однажды лунной ночью была соблазнена, аки Зевсом, незнакомцем, очаровавшим ее голосом и выдавшим себя за актера. Через некоторое время она признается отцу (Ато Мухамеджанов) и своему сумасшедшему брату Насреддину (немецкий актер Мориц Бляйбтрой), что ждет ребенка. Следуя строгим местным нравам, не позволяющим женщине оставаться без мужа, а ребенку без отца, они пытаются разыскать соблазнителя. Выбор у них небольшой, но поиски, сопровождающиеся смешными приключениями, все же заканчиваются успешно, когда молодой врач (Мераб Нинидзе) соглашается стать мужем беременной Мамлакат.
Забавнее всего получился эпизод с быком, во время свадьбы упавшим с неба на жениха. К финалу картины выясняется, что "лунным папой" был местный Мимино, легкомысленный и безответственный летчик Ясир (Николай Фоменко), но героиня его отвергает - не любит. Фильм заканчивается совсем уж сказочным эпизодом, когда крыша дома, как ковер-самолет, вместе с сидящей на ней Мамлакат взмывает в небо. Все так, и хотя сказка с хорошим концом разбавлена реальностью, не позволяющей забыться в золотом сне, в органичности этого сочетания то и дело приходится сомневаться. "Чувство реальности" и "чувство невероятного" у авторов картины не достигают той волшебной соразмерности, без которой художественный поиск превращается в повторение чужого опыта.