Манон - Алтынай Асылмуратова, Леско - Максим Хребтов, господин Г.М. - Александр Курков. Фото Валентина Барановского |
В Мариинском театре 30 марта состоялась премьера балета Кеннета МакМиллана на музыку Жюля Массне "Манон". Этим спектаклем продолжается репертуарное направление театра: встреча Мариинского балета с известными зарубежными постановками прошлых лет. Линия, получившая устойчивое определение "second hand", сейчас представлена работами Ролана Пети и Джорджа Баланчина. Теперь ее дополнила "Манон" 1974 года рождения, сочиненная по мотивам романа Антуана Франсуа Прево д"Экзиля "История кавалера де Грие и Манон Леско".
Освоению западных хореографических стилей, кажется, посвящены основные усилия труппы. Даже хореографию Перро и Петипа перенесли на "баланчинский" линолеум, вероятно, в стремлении найти "универсальную" исполнительскую манеру. С освоением английского стиля проблем у труппы оказалось неизмеримо меньше, чем с тем же баланчинским. Вероятно, сказались русские основы английской техники и построения спектакля, когда постановки сэра МакМиллана или сэра Фредерика Аштона кажутся более российскими, чем сами российские. "Манон", как и та "леди, выходящая из автомобиля, что увеличивает его скорость", представляет яркий результат перевода с русского на английский и обратно.
"Манон" - эмоциональный, мелодраматический и по-школьному дотошный балет, в котором танцы поставлены, как последний раз в жизни, и представляют без разбора все, что может создать изощренная фантазия хореографа. Здесь все формы балетного действа: соло, ансамбли и дуэты мужские и женские, солисты с аккомпанементом кордебалета, мужской и женский кордебалет, даже танцовщица-травести, фехтование - дуэльное и общее, и босоногие танцы. Это балет, в котором есть все структурные формы и нет общего пластического решения. Его заменяет подразумеваемое знание публикой литературной основы.
Начало действия не идентифицирует театральное действо. Так может начинаться и опера, и драма. Музыка же и вовсе более всего соответствует драматическому спектаклю. Собственно балет, добросовестно пересказывающий сюжет повести, начинается с танцевальной вариации Леско, возникающей среди действия совершенно неожиданно и почти концертной. Классика передает эстафету гротеску и танцам "нобль". Танцы в принципе отделены от развития сюжета, танец дает характеристику отношений, состояний героев, а фабульное действие развивается в мимических сценах (в которых основной состав труппы оказался не силен). Из двух направлений, избранных Мариинским балетом (танцевальное - Баланчин, бутафорское - последний вариант "Спящей"), "Манон" не делает синтеза, хотя включает оба.
Основное достоинство новой постановки в том, что своевольные примадонны Мариинского балета все оптом получили вожделенную роль - блистайте в свое удовольствие. Дуэты и вариации для прима-балерины - то, что умеет и любит делать Кеннет МакМиллан. Что же до других достоинств - ради Савиной некогда какую только макулатуру не смотрели. А в зрелищности а-ля "массовый спрос на балетно-доступно-сюжетно-любовно-костюмное" спектаклю не откажешь.
Премьеру дирижировал Ренат Салаватов. В партии Манон выступила Алтынай Асылмуратова, с этого года ставшая художественным руководителем Вагановской академии (ровесница директора балета Мариинки находится в блестящей танцевальной и актерской форме и имеет уникальную возможность учить своих подопечных не только теоретически). В других составах эту партию исполняют Диана Вишнева, для которой и была затеяна эта постановка, и Юлия Махалина. (За рубежом эту роль с блеском исполняла бывшая прима Кировского театра Наталья Макарова.)
Героиня Асылмуратовой начинает куколкой, которая светится отражением всеобщего восхищения. Первый дуэт Манон и де Грие (под музыку знаменитой "Элегии") - встреча предназначенных друг другу судьбой и проблема выбора Манон между защитой от ужаса нищеты и любовью, выбор между обыденностью и духовным порывом. Кульминационная вариация Манон в игорном доме - апофеоз женщины-феникса, властвующей над мужчинами и ускользающей, желанной, как блеск драгоценностей, и упивающейся этой властью. Окончательность выбора потерявшей все, кроме любви, Манон - отказ от насилия и богатства, брошенные перед бегством нож и драгоценности. Перед бегством в никуда - в марево американских джунглей и предсмертного бреда. Финальный дуэт Манон и де Грие - мощь пробудившегося духа в слабеющем теле, когда дух сжигает бренное. Эта цепь драматически ярких танцев для ярких балерин - самое интересное в "Манон".
"Манон", по определению, балет для балерины, неожиданно раскрыл признанного танцовщика-виртуоза Игоря Зеленского (де Грие) как актера. Само собой, дуэты, на которых держится развитие характера героини, были выполнены технически безупречно. Но помимо этого трагедия де Грие не уступала по силе накала теме Манон.
Что касается остального состава, то он был на сегодняшнем привычном мариинском уровне. Сильные исполнители второго плана, в мужском составе интересные танцевально-актерские работы, в женском - достаточно сильные танцевальные и слабые актерские. Кордебалет и ансамбли неслаженные - но здесь это не столь важно. Интригующе запретный мир полусвета позволяет многие нюансы списать на его характерные особенности.
Санкт-Петербург