0
2095
Газета Культура Интернет-версия

31.03.2000 00:00:00

Новый реализм - следовательно, выпьем!

Тэги: конференция, искусство


В ПРОШЛУЮ пятницу московские писатели и филологи собрались на ставшую традиционной конференцию под девизом "Новый реализм". Что это такое - сегодня, пожалуй, точно не знает никто, но тем не менее термин уже практически укоренился, его применяют литературные критики самых разных взглядов, причем часто для определения писателей, принадлежащих к антагонистическим направлениям. Устроители встречи на сей раз рассчитывали на принципиальную идеологическую разборку между соперничающими группировками. В ход было даже запущено сравнение с легендарными матчами советских хоккеистов с канадскими профессионалами.

Однако схватки не произошло: за дискуссионным столом собрались в основном люди, исповедующие схожие принципы. Открывая встречу, руководитель Московской писательской организации Владимир Гусев с ходу пустил в оборот еще один термин-неологизм. "Кучкизм" - так он назвал состояние современной культуры, когда представители ее разбились на множество лагерей и группировок, недвусмысленно намекая на сходство своих сторонников с "Могучей кучкой", а соперников - с веществом иного типа.

Выступивший с основным докладом главный идеолог представленной версии "нового реализма" Сергей Казначеев, опираясь на теоретические изыскания Алексея Лосева, противопоставил постмодернизм своему любимому дитяте. "Писатель из демиурга, инженера человеческих душ превратился ныне в обычного человека, часто - одного из героев своих произведений", - так можно интерпретировать его мнение о переменах в авторской позиции. "Оптимизм - вот чего не может позволить себе сегодня новый реалист" - эта мысль докладчика завершила ход его рассуждений.

Досталось постмодернизму и от других выступающих - писателя Александра Трофимова, автора одного из вариантов манифеста нового реализма, критика Николая Переяслова, литературоведа Алексея Антонова и американиста Александра Мулярчика. Последний, тщательно рассмотрев ситуацию в заокеанском литературном пространстве, сформулировал свою точку зрения так: вдоволь наевшись постмодерном, американский читатель вернулся к традиционным ценностям - в США происходит "триумфальное шествие реализма".

Оборотом Иосифа Бродского "речь освободят от глагола" можно выразить основную мысль критика и литературоведа Сергея Федякина. Он произвел подсчет использующейся у современных авторов этой части речи и пришел к выводу, что глагольных форм у них значительно меньше нормы. Правда, что такое норма, не объяснил, и это позволило писателю Виктору Посошкову подать реплику: "Специально вставлю в новый рассказ десятка три дополнительных глаголов, чтобы уесть Федякина".

Единственной, кем постмодерн был взят под защиту, оказалась Руслана Ляшева, по-женски пожалевшая Оая несчастного. При этом она сослалась на традиционное направление средневековой культуры "ветра и потока", хотя более подошла бы формула Мао Цзэдуна "Пусть все цветы расцветают". Восточную тему продолжил литератор и переводчик из Непала Кришна Шрестха Пракаш, доложивший собравшимся, что в его стране нового реализма пока нет, но есть течение "Новые поэты".

В свою очередь, критик Евгений Ованесян, то и дело врывавшийся на дискуссионное поле, проявил себя самым последовательным гонителем нового реализма. Однако риторические восклицания его: "Ну что в нем нового?!" - не переубедили участников конференции, на разные лады высказавших одну мысль: да здравствует реализм на новом витке его развития.

То же единодушие царило в заключительной части мероприятия, обозначенной организаторами как "свободная дискуссия, переходящая в дружеский фуршет". Когда на столах появились стаканы с фирменным напитком новых реалистов "Завалинкой", встреча приобрела оттенок проекта Нью-Васюков. В числе предложений были, например: введение мандатов нового реализма, переименование писателя Сибирцева в Новосибирцева, создание Академии нового реализма, срочная отправка в Катманду писателя и путешественника Виктора Зуева для учреждения там секции нового реализма, рассыл по редакциям постмодернистского направления телеграммы с обращением "Дорогие трупы!.." и факсимиле известной картины Николая Сербовеликова "Новореалисты пишут письмо постмодернистскому султану". Все эти предложения чередовались с решительными возгласами виночерпиев "Ergo, bibamus!".

Словом, по сравнению с первой конференцией, о которой Сергей Дмитренко писал в "НГ", что фуршет прошел скучно, - было весело и шумно. И это, пожалуй, главное отличие нынешнего слета новых реалистов от их встречи 1997 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1054
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1099
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
488
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
708

Другие новости