Владимир Федосеев за дирижерским пультом. Фото Натальи Логиновой. |
ПЕРЕД ТЕМ как покинуть Москву, Владимир Федосеев сыграл со своим оркестром прощальный концерт нынешнего сезона. Программа, состоящая их музыки Прокофьева в паре с обработками древнерусских распевов, не очень вдохновляла, но зал был полон - у оркестра устойчивая аудитория, и благодаря нескольким удачным концертам он решительно оспаривает первенство среди коллег. Верным слушателям был сделан яркий подарок: весь вечер сцену заливали лучи прожекторов, окрашивающие музыкантов и знаменитый орган Большого зала консерватории во все цвета радуги. Мода на иллюминацию пошла, видимо, с далекого 1998 года, когда РНО исполнял скрябинского "Прометея", где композитором предусмотрена партия света. Кроме того, со стороны ударников в зал живописно наползал туман, кружа между пультами оркестрантов. Последние не обращали на него особого внимания и играли, как всегда хорошо, - крепко, чисто и темпераментно. Правда, тонкости интерпретации прокофьевской "Золушки" ускользнули от слушателей, пытавшихся найти некую взаимосвязь в смене цветных пятен. Второй фортепианный концерт в исполнении Николая Луганского прозвучал ярко и цельно. Удар как основная категория пианизма Прокофьева Луганскому не очень присущ - может, поэтому наиболее выигрышными в его исполнении были медленные эпизоды.
После "хулиганства" юного Прокофьева оркестру предстояло надеть на себя маску христианского смирения. Древнерусские песнопения в обработке композитора Антона Вискова концентрируют в себе все самое русское. Огненная смесь, замешанная на колокольности, народных причитаниях в мощном апокалиптическом звучании эффектна, но почти теряет связь с оригиналом. Четыре песнопения с хором и солистами, реконструированные Висковым по эскизам к "Хованщине" Мусоргского, продолжают тот же ассоциативный ряд, только со ссылкой на конкретный оригинал. Они действительно очень похожи на Мусоргского, даже слишком, представляя собой подробный конспект его оперных хоров. Лучше всего эти "русские сувениры" будут звучать где-нибудь в Вене, где оркестр, кстати, играет в августе. Вместо апокалипсиса в финале появляется с поклонами Владимир Федосеев, лучезарно сияющий в ярком свете почти как олимпийский бог.