ЗА СОВРЕМЕННЫМ танцем в России окончательно признаны права гражданства. Среди номинаций "Золотой маски" он получил свою, отдельную от номинации "Балет". Хороший актер может сыграть и телефонную книгу. Геннадий Абрамов и его "Класс экспрессивной пластики" сыграли "Кровать". Кровать - модель межчеловечьего и одновременно внутридушевного пространства. Здесь ясность замысла, эмоциональная многослойность, пластическая и мимическая сверхточность, актеры-виртуозы (Евгения Козлова, Ирина Гонтовая, Дмитрий Неживой).
"Девочки - направо, мальчики - налево" в постановке Натальи Левченко и Евгения Мартьянова ("Киплинг", Екатеринбург) - взгляд на советскую эпоху, полный юмора и какой-то несегодняшней нежности. И менталитет можно станцевать. Но нельзя пересказать, как глупо пересказывать, какого цвета каждая точка в картине пуантилиста.
"Свадебка" Игоря Стравинского ("Провинциальные танцы", Екатеринбург, хореограф Татьяна Баганова) - спектакль редкой силы и эмоциональной глубины. Утробный вопль смутного времени в почти безнадежном стремлении через ритуал, через вековой обряд вернуться к истокам, подлинности, в них обретя утраченный рай.
Между тем остальные номинанты вызывают недоумение. Претенциозная самодеятельность - "Играющий мальчик" ("Диклон", Санкт-Петербург, хореограф Юрий Кретов). Телесные всхлипы при отсутствии чувственных наслаждений - "Любовь моя, цвет зеленый..." по мотивам пьесы Лорки "Дом Бернарды Альбы" ("Крепостной балет", город Шелехов Иркутской области, хореограф Елена Прокопьева). Унылые притязания на философичность, сдобренные китайской экзотикой, - "Откуда и куда" (Русский камерный балет "Москва", хореограф Вань Су). "Ты есть у меня или тебя у меня нет?" (Театр современного танца, Челябинск) - неоспоримое свидетельство того, что с ассортиментом современных мировых веяний хореограф Ольга Пона в целом ознакомилась.
Фестивальная программа в номинации "Балет" оказалась куцей. Представленная Красноярским театром оперы и балета "мистерия" "Кармина Бурана" (хореограф и постановщик Александр Полубенцев) на музыку знаменитой кантаты Карла Орфа - зрелище в духе и стиле заштатного гостиничного варьете двадцатилетней давности. Зато мы не увидели самый грандиозный проект прошедшего сезона - реконструированную Сергеем Вихаревым по записям Николая Сергеева (из коллекции Гарвардского университета) "Спящую красавицу" в хореографии Мариуса Петипа, поскольку Большой театр наотрез отказался предоставить сцену Мариинскому. Не поставил Большой в афишу и собственных номинантов - балеты Джорджа Баланчина "Агон" и "Симфония до мажор" (не оттого ли, что без должной работы они со времени премьеры заметно "захромали"?). Два главных театра страны как будто соревнуются в демонстративном пренебрежением к главной театральной премии. Этим, очевидно, объясняется и энный состав, отряженный Мариинкой исполнять балеты Алексея Ратманского.
С именем Ратманского многие связывают надежды на возрождение отечественной хореографии. Оправдаются ли они, покажет время. А о том, что представляет собой хореограф сегодня, ярко свидетельствуют три его одноактных балета. Прежде всего обращает на себя внимание профессиональная культура. Ратманский не из доморощенных Кулибиных от балета. Начитан, "насмотрен", свободно ориентируется в мировом хореографическом и общекультурном пространстве. Однако "Поцелуй феи" по сказке Андерсена "Ледяная дева" (музыка Игоря Стравинского на темы Петра Чайковского) показал, что сюжетные балеты - не самая сильная его сторона. Хореографически сцементировать драматургическую конструкцию не удается, многие эпизоды "провисают", лишь заполняя музыкальное время (не прибавляют изящества балету Александра Иосифиди - Фея и Андрей Яковлев - Юноша). Только в эпилоге, выстраивая в "стране без времени и пространства" восхитительную по гармоничности и чистоте линий группу, Ратманский выступает достойным учеником Петипа, Льва Иванова, Баланчина. Точно в "страну без времени и пространства" уходит он в свою абстрактную версию "Поэмы экстаза" Скрябина, молодой состав исполнителей которой, не тянущих одеяло на себя и создающих единый ансамбль, как раз на пользу. Чего, к сожалению, не скажешь о "Среднем дуэте" на музыку Юрия Ханона. Наталия Сологуб и Ислом Баймурадов, сменив, ни в коей мере не заменили Дарью Павленко и Вячеслава Самодурова. И все же "Средний дуэт" - лучший балет триптиха. В этой пленительной, стильной миниатюре Ратманский - ироничный философ. Быть может, только так и стоит смотреть на мир.