Кому - розы, кому - шипы. |
ПОКА в ночь с 26 на 27 марта Россия ждала исхода досрочных президентских выборов, американцы (и еще миллиард зрителей во всем мире) в прямой телетрансляции следили за тем, кому на сей раз достанутся "Оскары". Премии Американской киноакадемии испытали в 2000 году ряд незапланированных приключений (сначала затерялись посланные по почте четыре тысячи бюллетеней для голосования, потом были украдены десять ящиков с 55 "Оскарами", и три из них так до сих пор не нашлись).
Как и предсказывали многие, в том числе в вызвавшем еще один скандал предварительном опросе академиков сотрудниками журнала "Уолл-стрит джорнал", победила в оскаровской гонке лента "Красота по-американски". Она является примером того, как арт-хаусное (то есть авторское, высокохудожественное) кино превращается в голливудский мэйнстрим, ставится на кинематографический поток.
Какая красота! Хоть и по-американски. |
В "Уолл-стрит джорнал" ошиблись насчет Кевина Спейси, который все-таки получил "Оскар" за лучшую мужскую роль, хотя главным претендентом считался Дензел Вашингтон за сыгранного им в "Урагане" реально существующего афро-американского боксера Руби Картера по прозвищу Ураган, который много лет провел в тюрьме по ложному обвинению в убийстве. Тем не менее члены Американской киноакадемии не проявили ожидаемой политкорректности и предпочли наградить исполнителя роли из "Красоты по-американски", которая еще была отмечена как лучший фильм 1999 года, за режиссуру (англичанин Сэм Мендес - дебютант в кино), оригинальный сценарий Элана Болла и операторскую работу Конрада Холла.
Симптоматично также и то, что неожиданным триумфатором, завоевав 4 "Оскара" в четырех возможных номинациях (за звук, звуковые и визуальные эффекты и за монтаж), стала картина "Матрица", которую тоже следует причислить к образцам приспособления философских идей в большей степени элитного кино к потребностям самой массовой аудитории. Причем этот фильм братьев Вачовски сумел победить главный коммерческий хит сезона "Звездные войны. Эпизод 1 - Скрытая угроза" Джорджа Лукаса на его, так сказать, законной территории.
Оскаровский успех "Красоты по-американски" и "Матрицы" свидетельствует (как бы по-разному мы ни относились к этим лентам) о яркой способности "новейшего Голливуда" легко усваивать и переваривать прежде казавшиеся острыми, спорными, по-своему бунтарскими некие темы и проблемы, будь то психологическое состояние современного среднего американца или полная виртуальность мира вокруг нас.
Кстати, тоже прогнозируемое комментаторами вручение "Оскаров" актрисе Хилари Суонк ("Парни не плачут") и испанскому режиссеру Педро Альмодовару за лучший иноязычный фильм "Все о моей матери" парадоксально вписывается в отмеченную тенденцию "укрощения строптивых". Ведь обе картины затрагивают ранее немыслимую в "кино для всех" идею возможной транссексуальности героев.
Лента Альмодовара, добившегося приза только со второго захода (более 10 лет назад он претендовал на приз Американской киноакадемии с "Женщинами на грани нервного срыва"), между прочим, не оставила никаких шансов франко-российской работе "Восток-Запад" Режиса Варнье, драме из сталинских времен. Тем не менее один из наших кинематографистов все-таки стал лауреатом "Оскара" - это аниматор Александр Петров, вообще-то живущий и творящий уже в Канаде. Его экранизация "Старика и моря" Эрнеста Хемингуэя, осуществленная в оригинальной технике нанесения красок пальцами на оконное стекло с последующей компьютерной обработкой изображения, была для Петрова третьей по счету (после "Коровы" и "Русалки") попыткой заполучить заветную золотую статуэтку. Теперь это удалось - и для отечественной анимации подобное случилось также впервые.
Что ж, если ради обретения "Оскаров" требуется авторская ассимиляция в упрямо презираемый кем-то Голливуд, почему бы не забыть про свои художественные и национальные амбиции, принеся себя в добровольные жертвы понятию "красоты по-американски".