Живое искусство гончара на фестивале "Интермузей" завлекает посетителей. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
Самара была столицей СССР. Вот новость - так новость. "Искусство запасной столицы. 1941 - 1945" привезено в Москву Самарским художественным музеем. Оригинальная выставка была открыта в Самаре 17 марта, ее вариант привезен на фестиваль. Редкий пример синхронной работы регионов и столицы.
Петр Первый построил Петербург. Иван Грозный уехал в Александров, потом вернулся, но подумывал о бегстве в Вологду, а дальше - за море, к царице аглицкой. Куйбышев - запасная столица для Сталина. Ее центр сегодня зовется "учебно-историческим объектом Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Самарской области". Короче, бункер Сталина.
Есть в Самаре площадь Чапаева. В центре - он, бронзовый, со всею конницей (сработал Манизер). С левого бока от Чапая - драмтеатр с козлами на фронтоне (герб города). Справа от площади - штаб округа, плод мрачной фантазии конструктивистов: там коридоры помнят Макашова. Неподалеку - новорусский шедевр в неомодерном стиле (к нему Чапай и рвется). А между военными и буржуинами - Культурный институт (бывший горком). Там ход из подворотни ведет в подземное убежище Кащея.
Гитлер зарылся на 14 м, Франклин Делано Рузвельт - на 16, а наш генералиссимус - на полных 37 м вглубь. Сам кабинет вождя и зал для заседаний - на глубине 34 м. Тот кабинет вождя, что был в Кремле, до нас не дожил. Этот, самарский, сохранился под землей, и он воспроизводит кремлевский. Первая странность - в нем (симметрично) 6 дверей - на вид все одинаковы.
Вот посетителя ввели к отцу народов. Пусто. Он смотрит по сторонам: над головою -... небо: экран блеклой голубоватой материи, натянутой в форме полуцилиндра; вокруг - массивный стол, стулья, телефон и лампа. Нет никого. И шесть дверей. Воображение рисует... И тут из-за спины, попыхивая трубкой, является сам Сталин... Картина, недалекая от настоящей.
Бесплотный подземный дух Кащей там мог бы жить. Четыре двери - бутафория, лишь две ведут в реальность. А Сталин ни разу в бункере не жил. Да и не смог бы: там нет спален и места для хранения продуктов.
Зал заседаний длинный, узкий. Открылась дверь - вошедший уткнулся в стол. В конце стола - напротив входа, дальше всех от двери - Хозяин. И от его прямого взгляда не скрыться. Его присутствие - тотально: вождь может отовсюду войти и всюду выйти. Даже под землей - он все равно работает под "небом". И постоянно лампа на столе подчеркивает "светлый образ", словно он сам рассеивает тьму. Пространство абсолютно проницаемо для Сталина. Его боятся потому, что от него ничто не скрыто. Здесь кабинет - алтарь, а бункер - религиозный памятник. Это архитектура страха. И паранойи.
Бункер зовут "вертикальным метро". На стройке были использованы те же конструкции, что и в тоннелях московского метро. Задача метро - соединять одну станцию с другой. А "вертикального метро" - соединить подземный мир с поверхностным. Здесь поезд заменяет лифт. Такое мировое древо с пустым стволом: приказы идут из глубины. Эта фантазматическая модель была построена в Самаре в 1941-1943 гг.
В Москве есть Кремль. В Казани есть. И даже в Астрахани. В Самаре нет Кремля. Зато там есть подземный бункер, который бы стал Кремлем, если бы Москва была фашистам отдана.
Статус "второй столицы" для многих мегаполисов - объект желания. Куйбышеву он достался с решением Госкомитета обороны 15 октября 1941 г. "Об эвакуации столицы СССР г. Москвы". И этот казус до сих пор немного будоражит краеведов. Он мало известен за пределами Самары. Президиум Верховного Совета, Правительство и иностранные посольства было решено эвакуировать в Куйбышев. Туда же переехал Исполком Коминтерна во главе с Георгием Димитровым, часть аппарата ЦК и СНК. И дочка Сталина Светлана, и сталинский "Кадиллак". А также вагонзаки с важными арестантами: Смушкевич, Штерн и прочие герои Испанской войны были расстреляны на окраине Куйбышева. Правительство, впрочем, так и осталось в Москве. Сталин в Куйбышев не приехал.
Черчилль в Самаре отлично отобедал, когда летел к Сталину на знакомство кружным путем. А Шостакович написал свою "Седьмую симфонию" (премьера была во Дворце культуры им. Куйбышева), и вскоре фотопленку с партитурой в консервной банке отправили в Нью-Йорк для Тосканини. А для дипкорпуса открыли спецмагазин с окнами, забеленными мелом: там торговали икрой и белорыбицей. А Бронислава Нижинская станцевала "Умирающего лебедя" на клубной сцене санатория "Лесное". А Эренбурга со товарищи выселили из "Гранд отеля", потому что негде было пристроить горничных английского посольства. И так далее.
Куйбышев однажды сделали столицей. На три года. Об этом - выставка, которую совместно подготовили самарские музеи: художественный, краеведческий, литературный, военный и "Бункер Сталина". Но то, что сделало Самару на самом деле второй столицей, - это пиво. И ракеты.