0
1013
Газета Культура Интернет-версия

25.03.2000 00:00:00

Поможем советом!

Тэги: театр


ОПЕРА И ОПЕРЕТТА

РЕДИ нынешних оперных номинантов "Маски" два безусловных лидера. Это новосибирский "Молодой Давид" и "Семен Котко" из Мариинки. У последнего в силу статусных причин все же больше шансов на награду в номинации "Лучший спектакль". Лучшим режиссером, возможно, назовут дебютанта российского оперного рынка Дмитрия Чернякова за "Давида", поскольку автор "Семена Котко" Юрий Александров уже имеет "Маску" за прошлогоднего "Корнета Рильке". В дирижерской номинации достойный профессионализм показали Алексей Людмилин (Новосибирск) и Евгений Бражник (Екатеринбург) - работа последнего с оркестром и хором была единственным утешением в "Мазепе", которую я бы увенчал титулом самого неудачного (режиссерски и вокально) спектакля нынешнего фестиваля. Но, когда в конкурсе участвуют спектакли Мариинки, персона Валерия Гергиева перемещает всех остальных претендентов в область контекста.

Тут возникает существенное предложение на будущее. Уже назрела явная необходимость ввести водораздел между спектаклями столиц и регионов и рассматривать их в разных категориях (учитывая финансовые и прочие возможности), а то так и будет "Маска" ежегодно уходить в копилку Мариинского театра. Спектакли из провинции заранее обречены играть роль "счастливых проигравших".

По большому счету экстраординарной женской роли в опере на сей раз нет, но если и будет присуждена "Маска" в этой номинации, то либо Татьяне Куинджи (которая имеет весьма мощную поддержку в кругах) за Шемаханскую царицу в "Геликоне", либо Лилии Устюжаниной за травестийную роль Ионафана в "Молодом Давиде", либо обаятельной "дочери полка" Светлане Кольяновой. Оптимистичнее с мужской ролью: это либо колоритный Геннадий Беззубенков, либо Виктор Луцюк - кулак Ткаченко и солдат Семен Котко в мариинском спектакле. Лучшим художником, по нашему мнению, должен стать Семен Пастух за декорации к "Семену Котко".

В номинации "Оперетта/мюзикл" самый качественный и стройный по музыке и сценическому решению спектакль предъявил Красноярский театр музкомедии ("Инкогнито из Петербурга" Виктора Плешака по гоголевскому "Ревизору"), и будет обидно, если "Маска" уйдет к разочаровавшему Москву спектаклю екатеринбуржцев "Черт и девственница". Впрочем, в качестве утешительного приза жюри, может быть, сочтет необходимым наделить "Маской" за лучшую режиссуру мэтра русского мюзикла свердловчанина Кирилла Стрежнева, скажем, не за конкретный спектакль "Черт и девственница", а за выслугу в искусстве. "Маски" за дирижерскую работу и за лучшую женскую роль в оперетте, судя по всему, присуждены не будут. Что касается мужской роли, то нам больше симпатичен Владислав Питальский - красноярский Хлестаков, помимо собственной оригинальности напоминающий чем-то героев Валерия Гаркалина в "Ширли-мырли". Хотя не исключено, что жюри предпочтет тоже по-своему привлекательного Владимира Смолина в роли Черта.

БАЛЕТ И СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ

ТАНЦЕВАЛЬНОМ мире, что на фестивале этого года разгорожен тонкой перегородкой на классический балет и современный танец (на самом деле между ними бетонная стена взаимного пренебрежения), прогнозы могут выглядеть примерно так. Лучший спектакль в классике - восстановленная Сергеем Вихаревым первоначальная (1890 года) "Спящая красавица" в Мариинке. Сердце какого театрального человека не затрепещет при виде всех этих снова возникших пажей Феи канареек, одетых в ярко-желтые и ярко-красные цвета, престарелого принца Хохлика и апофеоза на картонных ярко-голубых небесах? Мариинский же вечер балетов Алексея Ратманского точно в этой номинации не победит, ибо на фестивале был показан не в лучшем виде: танцевал третий состав. Сам рисунок танца это, впрочем, нисколько не испортило - и потому можно надеяться, что Ратманский получит "Золотую Маску" как хореограф. (Постановщик красноярского спектакля "Кармина Бурана" Александр Полубенцев ему не конкурент - как ни странно, он интереснее работал с певцами, чем с танцовщицами.) А вечер балетов Баланчина в Большом скорее всего окажется поводом к выдаче актерских "Масок", и только.

Мария Александрова и Николай Цискаридзе, создающие победоносную легкость и азарт третьей части "Симфонии до мажор", танцуют несравнимо лучше большинства своих коллег. Но когда в "Симфонии" одна из пар ощутимо превосходит остальных - как это выглядело на "масочном" Баланчине, что во многом уступал премьерному, - нарушается баланс спектакля, и тем он проигрывает однородной мариинской глыбине "Спящей", ее марианской глубине.

Конечно, возможны варианты, быть может, жюри более вдохновила Светлана Захарова - решительная и беззаботная петербургская Аврора, чем не менее решительная, но осознающая свою власть Мария Александрова. Быть может, также, что "Маской" отметят Дмитрия Белоголовцева, показавшего себя прирожденным баланчинским танцовщиком в "Агоне" - один из немногих, он не старался московской школой (геометрией Евклида) выправить законы лобачевской геометрии Баланчина.

Что касается номинации "Лучший спектакль современного танца", то шансы на успех примерно равны у "Кровати" Геннадия Абрамова и "Свадебки" Татьяны Багановой. Скорее победит последняя - несмотря на то что хореограф из Екатеринбурга подпортила спектакль к фестивалю (ну зачем надо было одевать на головы исполнителям белые чулки!), ее постмодернистские танцы все же скорее вдохновят членов жюри, чем точнейшая выверенная и тончайше напряженная, но все же "движенческая" постановка Абрамова.

Очень хотелось бы, чтобы "Маску" за работу художника получил Михаил Махарадзе, оформивший балеты Баланчина в Большом и Ратманского в Мариинке (красный кирпич в проводах в качестве иллюстрации к "Поэме экстаза" смотрится чрезвычайно свежо), но художническая номинация общая в музыкальном театре, и, боюсь, он не сможет победить в сражении оперных монстров.

КУКЛЫ

ИКОВОЙ даме" Московского театра кукол имени Сергея Образцова стоило бы вручить приз за выбор материала, который объективно оригинальнее других и уже сам по себе обеспечивает увлекательность зрелища. Но, поскольку на такой случай премии нет, можно было бы отметить спектакль в целом как лучший из кукольных. В "Золушке" санкт-петербургского театра "Кукольный дом" режиссура и актерская игра не содержат ничего экстраординарного. Однако, возможно, именно незамысловатость режиссуры умилит жюри. Или же солирующая на протяжении всего действия актриса Элина Агеева ввиду своей перегруженности множеством ролей вызовет сочувствие. На наш взгляд, если что и стоит отмечать премией, так это работу художника Т.Мельниковой, создавшей трогательных и элегантных кукол. В особенности удалась сама главная героиня - с убедительно чумазым и страдальческим личиком. Малопрофессиональному "Соловью" (Екатеринбургский театр кукол) вообще не следовало бы давать никаких премий. Но раз уж его сочли достойным фестиваля "Золотая Маска", его могут счесть и достойным любой премии, что в любом случае будет странным.

ДРАМА

Е СТОИТ и сомневаться, что все драматические "Золотые Маски" на этот раз останутся в Москве и Санкт-Петербурге, так как отличительной особенностью этого фестиваля стала очень представительная программа столиц и почти без исключений невзрачная картина провинциального театра.

Нет никаких шансов, на наш взгляд, увезти с собой национальную премию у Омского Пятого театра и Магнитогорского театра драмы имени Пушкина. В спектакле омичей "Старосветская история", поставленном москвичкой Мариной Глуховской, используется неновый метод постановки "всего Гоголя", и здесь он сослужил режиссеру дурную службу: вместо коллективного Гоголя - фантазии на малороссийские, сугубо провинциальные темы, в которых история о любви стариков теряется, как жизнь одного человека во всей Украине. В спектакле Виктора Шраймана "Кто боится Вирджинии Вульф?" по пьесе Эдварда Олби заметно желание режиссера воплотить в жизнь русский абсурд или же нехватку западного абсурда в 70-е (когда было не дозволено ставить Ионеско, а Олби - можно) на материале злой и психопатической американской пьесы.

К сожалению, видимо, придется уезжать в Минусинск без премий местному театру драмы, который уже второй раз участвует в "Золотой Маске". Их спектакль "Циники" поразил многих, равным образом как и разочаровал остальную часть зрительного зала. Любопытно, что максимальный интерес к постановке проявили западные театральные критики и импресарио, которых с каждым годом на фестивале все больше и больше. Испытываешь гордость и за качество российского театра, и за "Золотую Маску", распространившую славу о себе за многие пределы.

Из области однозначного - конкурс "Новация". Московский спектакль "Игра" Алексея Левинского неконкурентоспособен даже не перед монологом "Как я съел собаку", а перед самим феноменом его создателя Евгения Гришковца. Последнему можно было бы дать "Маску" за взлом театральной иерархии: его появление на столичной сцене дало повод заговорить на темы, доселе неизвестные театральной публике. Он называет себя "новым сентименталистом" (не без влияния критических статей, написанных о нем), но вернее было бы назвать его "новым примитивистом" - он повернул глаза нам в душу, заставил испытать в театре то, что мы испытываем в лучшем случае в домашней обстановке, чем делиться с аудиторией считаем неловким. Гришковец - это социальное явление.

Самый сложный выбор - в номинации "Лучший спектакль" и "Лучшая режиссура". Здесь претендентов более чем достаточно, и на этот раз угодить всем не удастся: "Мистификация" и Марк Захаров, Кама Гинкас с "Комнатой смеха" и в особенности с "Пушкин. Дуэль. Смерть", "Чевенгур" и Лев Додин, "P.S." и Григорий Козлов (Александринский театр), наконец, болгарин Александр Морфов, но без "Бури" - в этом случае спектакль Петербургского театра имени Комиссаржевской как целое хуже блистательной режиссуры.

Женскую премию, безусловно, получит (или должна получить) Елена Попова, сыгравшая роль Лауры в спектакле Григория Дитятковского "Отец" (БДТ имени Товстоногова). Других крупных актерских женских работ на фестивале не было заметно. "Золотой Маски" за лучшую мужскую роль достойны многие, и прежде всего партнер Елены Поповой Сергей Дрейден, сыгравший роль Ротмистра. Будет красиво, если обе актерские премии получат исполнители главных ролей в "Отце" - тем самым "Золотая Маска" может поддержать дорогие традиции актерского театра и неиссякаемую школу БДТ. Не столь однозначно, но тем не менее достойны премии и Олег Табаков за роль Ивана Жукова в спектакле "Комната смеха", и Александр Баргман, и Алексей Девотченко, составившие дуэт на спектакле "P.S.", и Валерий Баринов в спектакле Малого театра "Трудовой хлеб", и даже, возможно, кто-нибудь из множества талантливых актеров, занятых в "Мистификации".

Почти наверняка можно сказать, что лучшим сценографом будет признан мэтр своего искусства Олег Шейнцис за декорации к "Мистификации". Премию критики почти наверняка получит спектакль "Молодой Давид" Дмитрия Чернякова - тот редкий случай, когда оперный спектакль собрал не только всю роту музыкальной критики, но и почти весь полк специалистов по драматической сцене. И ни один из них не ушел разочарованный.

В целом же у жюри очень сложная задача. Она заключается и в том, чтобы самым точным образом распределить "Золотые Маски", и в том, чтобы оправдать новую систему работы жюри и экспертов - последние отныне не распределяют лучшие спектакли по конкретным номинациям. Жюри, таким образом, вынуждено обойтись без советов экспертов, они обладают не только полной свободой в формулировании причин, по которым тот или иной участник получает премию, но также и полностью ответственны за результаты фестиваля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
693
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
723
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
1447
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2207

Другие новости