НЕМОСКОВСКИЙ кукольный театр был представлен на фестивале "Золотая Маска" внешне броско, что не всегда дополнялось интересной сутью зрелищ. Марионеточный "Кукольный дом" из Санкт-Петербурга привез вполне традиционную "Золушку", которую хочется назвать "summary" знаменитой сказки. Сценарий Максимычева и Мельникова оставил только самые необходимые для действия реплики. И краткость здесь не оказалась в родстве с остроумием и драматизмом. Поэтому спектакль увлекал, скорее, изяществом симпатичных и нарядных куколок, созданных художником Мельниковой и пробуждаемых к жизни актрисой Элиной Агеевой, которая одна исполняла все роли. Из них наиболее удались эпизодические - весело скачущая лошадка королевского шута, Золушкина любимая собачка, экспрессивно вздымающая уши в моменты изумления, и чопорная мачеха, похожая на сушеную мумию.
Остальные персонажи выглядели и вели себя в целом так, как принято в этом сюжете, демонстрируя не слишком разнообразную гамму чувств и реакций. Почти каждый герой успел за время представления упасть в обморок, что, несомненно, свидетельствовало о всеобщем родстве чувствительных душ, несмотря на всю разницу характеров. Самыми сказочными выглядели экзотические фигуры, лишенные всякой рефлексии и представляющие "национальный темперамент", - чернокожие слуги, с любопытством глазеющие вокруг и невозмутимо расстанавливающие кресла в королевском зале, и развеселая русская невеста, во время пляски внезапно превращающаяся в русского же медведя. То, что все действующие лица здесь всегда оставались понятными и живыми, видится чрезвычайно ценным, особенно в соседстве со спектаклем "Соловей" Театра кукол из Екатеринбурга.
Авторы этой постановки (Андрей Ефимов и Сергей Сидельников), а также и все исполнители настолько полюбили сказку Андерсена, что не захотели отдавать ее куклам и действовали в основном сами, вынося на сцену, рассаживая и пересаживая эффектных, но слишком статичных кукол только иногда - что называется, для мебели. Эти маленькие существа оказались тут скорее в роли беспомощных статуэток, движителей динамики сюжета. В целом все действо напоминает какой-то детский сад для взрослых, которые играют в куклы просто для себя, мало заботясь о зрителях. В спектакле много приятной, но оглушительной музыки, красивого, но слишком пестрого реквизита и декораций, призванных живописать загадочный Китай. Однако если какой ребенок, равно как и взрослый, не знает всех подробностей сказки, он быстро заскучает, так и не догадавшись, к чему столько суеты. Чтобы узнать весьма поучительную историю о Соловье, который отстоял свою свободу и спас от Смерти императора, заново открыв перед ним прекрасный мир, лучше все же почитать книжку. А сама постановка наталкивает на мысль, что театр кукол требует от артистов такой самоотверженности и изобретательности, на какую способен не всякий. Особенно когда приходится иметь дело с философскими сюжетами.