ФЕСТИВАЛЬ "Золотая Маска" в дополнение к своим основным функциям заставляет изучать географию родной страны. Во множестве городов России, о существовании которых некоторые москвичи не догадываются, зреет богатая театральная культура. Один из них - Минусинск, что в Красноярском крае, где работает профессиональный театр драмы.
Их спектакль по роману Анатолия Мариенгофа "Циники" увлекает не сразу. Он лишен удали, свойственной "фестивальным" спектаклям, способным за какой-нибудь час "впихнуть" всю свою философию в сознание фестивального зрителя, который посмотрит в этот же день еще три таких же представления. Заметно, что Минусинский театр работает на свою, городскую, отчасти патриархальную публику, приходящую в театр, чтобы увидеть длинную, увлекательную и "житейскую" историю. Судьба людей, в которой отразилась судьба страны, - вот простая и понятная тема спектакля Алексея Песегова.
Простота - и на сцене. Бытовой реквизит на почти голой сцене: кровать, шифоньер, стол, стулья, широкое окно на заднике. Пустующее пространство заполняется здесь актерской игрой, богатством человеческих эмоций. Спектакль следует за романом: писатель (Александр Зыков) вспоминает свою молодость. Его диалог с самим собой в юности (Михаил Воронцов) к финалу перерастает в нечто большее: с высоты своего мудрого возраста Владимир Васильевич не только станет рассказывать о печальной судьбе и любви к "падшей женщине" Ольге (Оксана Бобровская), но и станет глубоко оправдывать свои безрассудные поступки, объяснять их и словно с затаенной радостью переживать вновь мучительные, невыносимые сцены, которые заставляли и заставляют его теперь безмерно страдать и так же безмерно радоваться тому, что живет он полноценной, насыщенной страстью жизнью. Владимир Васильевич словно доказывает нам: не были они циниками, и только время, голодная и злая эпоха первых лет революции окутывала людей колючим снегом цинизма, замораживая молодые чувства. Жизнь и любовь героев и даже смерть Ольги в финале спектакля - все это было призвано растопить отчаянный цинизм времени.
Роман о революции (в 50 километрах от Минусинска - Шушенское!), казалось бы, требует совершенно иного ритма, исключающего размеренность событий на сцене. Иногда кажется, что паузы расставлены так, чтобы мы имели возможность, закрыв глаза, прослушать музыкальное оформление к спектаклю. Но этот принципиально не спринтерский спектакль привлекает нас другим: протяженным временем, в котором на зрителя набегают густые волны эмоций. И когда их становится много, мы готовы подчиниться мерному ритму спектакля, чтобы вместе сопереживать. Мы словно "свыкаемся" со спектаклем - точно таким же образом, постепенно, по дням, неделями узнавая нового человека, мы привязываемся к нему все ближе и ближе. И такая сложная привязанность крепче той, что называют "любовью с первого взгляда". "Циники" - из тех прекрасных театральных работ, которые способны взрослеющих детей, что пока еще тянутся к прекрасному, заразить любовью к театру, любовью к сопереживанию - и это самое драгоценное, что может дать театр в маленьком городе с не многим более 80 тысяч жителей.
Оксана Бобровская играет Ольгу холодно, зло. Интонация ее речи неизменна: бесстрастная и безжизненная, она говорит прямо, с огромными паузами и насмешкой, которая ее саму не веселит, но ранит особо нежные души, как у Владимира; ей свойственны несколько развязный тон и несколько развращенные манеры. В ее цинизме - защита от ущемленного женского достоинства, искусство выживания. Такая замороженная интонация в какой-то момент становится поистине невыносимой, однообразной до (буквально) ненависти к актрисе и ее героине, пользующихся на пару столь невиртуозными методами общения, но позже приходит понимание того, что за этой маской - работа актрисы над собой, почти титаническое усилие преображения. По-другому она играть не может! Иначе мы так и не поймем, за что же любит ее Владимир и так мучается от этой любви. И в этом понимании тайна спектакля Алексея Песегова: замороженность (Минусинск!) действия здесь обращается в магическую завороженность для зрителя.