В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ галерее состоялся фестиваль из шести концертов "Музыкальные собрания в доме Третьяковых. Русская культура, взгляд сквозь столетия", который был организован благотворительным фондом "Музыкальные собрания" (президент - художественный руководитель оркестра Musica Viva Александр Рудин) и самой галереей. Фестиваль собрал целое созвездие отечественных исполнителей: Ирину Архипову, Алексея Любимова, Александра Князева, коллективы Musica Viva, "Академию старинной музыки", "Романтик-квартет" и других.
Замысел организаторов состоял в том, чтобы бросить взгляд на русскую историю: вот Русь православная со строгими хоровыми распевами (открывался фестиваль исполнением церковных песнопений XVI-XX веков), а вот Россия при императрице Екатерине (второй концерт назывался "Музыка екатерининского времени"). В концерте "И шепот ив у омутной воды" прозрачная рубцовская лирика соединялась с квартетами Рахманинова и Танеева в исполнении "Романтик-квартета". Мощным источником вдохновения для русских композиторов была культура Востока, и потому следующий вечер заставил забыть о родных российских просторах и перенес место действия в Армению. С антологией армянской духовной музыки "От древности до наших дней" выступал во Врубелевском зале Московский Армянский камерный хор. Тема Востока - но уже в лермонтовском прочтении - "перекочевала" в музыкальную гостиную Ирины Архиповой, посвященную 185-летию со дня рождения великого русского поэта. В окружении полотен Врубеля звучали романсы на стихи Лермонтова, фрагменты оперы Рубинштейна "Демон". Исполнив три романса, примадонна русского вокала предоставила сцену своим ученикам - солистам московских оперных театров Елене Манистиной, Ольге Чернышевой, Сергею Гайдею, Андрею Григорьеву. Увы, не обошлось без излишеств - прекрасная литературная речь Святослава Бэлзы могла бы и не разливаться столь привольно.
В заключительном концерте принимала участие исполнительская элита России: дуэт Александр Рудин и Алексей Любимов играл сонаты для виолончели и фортепиано Бетховена. Во втором отделении Алексей Любимов перевернул еще одну страницу русской музыкальной истории, исполнив фортепианные произведения позднего Скрябина. Финалом же стал квартет Антона Аренского для скрипки, альта и двух виолончелей, посвященный памяти Чайковского, в исполнении квартета Александр Тростянский - Александр Галковский - Александр Рудин - Александр Князев.
Завершился фестиваль в последний день Масленицы - с наступлением Великого поста гулянья-праздники прекращаются. И врубелевский зал перестал быть концертной площадкой. Остается ждать следующей весны и новых музыкальных встреч в зале Врубеля.