Инна Чурикова и Армен Джигарханян в новом спектакле "Город миллионеров". Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
В ПРОГРАММКЕ нового ленкомовского спектакля - полная путаница. Написано - "Город миллионеров", но в основе "сценической фантазии", как тут же написано, - пьеса Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано". Постановщиком значится Роман Самгин, а художественным руководителем постановки - Марк Захаров (обычно и, вероятно, в похожих случаях мэтра называют режиссером-постановщиком, другому же остается "скромное" звание режиссера). По тому, как стремительно они оба выбегали на аплодисменты и столь же быстро покидали сцену вместе, понять, кто же из них главный, было нельзя. Приходится полагаться на собственное эстетическое чутье и историческую память. Скорее всего успехом (а имел место настоящий успех, какой ныне редко встретишь на театре) спектакль обязан Захарову (хотя с "оригинальной идеей" поставить именно эту пьесу Эдуардо де Филиппо в "Ленком" к своему учителю пришел Роман Самгин). Скажем, от нового спектакля - тихого, вроде бы неожиданно для Захарова обходящегося без взрывов и фейерверков - прямая дорожка к такому же человеческому, нешумному, из жизни простых людей, а не героев - к спектаклю "Жестокие игры". Старую советскую пьесу, когда-то прославившую Абдулова и Догилеву, Захаров только что выпустил с новым, третьим уже составом, где героев Арбузова играют их сегодняшние ровесники, сами недавно студенты. Но для зрителей все это не имеет значения.
Имеет значение история - про то, как немолодая уже спутница богатого неаполитанского господина по имени Филумена (ее играет Инна Чурикова), из бывших жриц любви, все-таки - где хитростью, где обманом, а где-то, кажется, и сентиментальной, выжимающей скупую мужскую слезу правдой - заставляет богатого господина (его играет Армен Джигарханян) жениться на себе. Об этом, собственно говоря, и написана пьеса "Филумена Мартурано". И, как верно пишет в программке Самгин, эта история еще имеет право на наше внимание (видимо, в сравнении с "заинтерпретированными" "Чайками", "Сестрами", "Садами").
Имеют значение актеры. Театральные критики вообще редко признаются в сильных положительных чувствах, но тут, признаюсь, хотелось, чтобы это счастье длилось как можно дольше: Джигарханян играл так, как не играл долго-долго, а может быть, и никогда до сих пор не играл (лишний раз доказывая, какая польза для актера в занятиях своим ремеслом, а не "планированием и организацией театрального дела", когда финансовый успех налицо, а в искусстве - сплошные прорехи). Когда герой поочередно вглядывается в лица трех его "сыновей" или когда выслушивает признания Филумены, которая по очереди признает его детьми каждого из этих трех, - в его глазах соседствуют, сменяют друг друга, борются новые для него, но необыкновенно счастливые отцовские чувства, "неблядская" нежность, родительская - авансом - любовь, а главное, решительное желание разом изменить жизнь своего родного ребенка (и искупить тем самым долгое "незнакомство"). В этих переходах - тончайшие, трогательные переходы настроений. В этих парных сценах, сценах с детьми особенно хороша Инна Чурикова. (Рядом с главными героями хороши и те, которые не стали второстепенными в исполнении Сергея Степанченко, Маргариты Лифановой, Наталии Щукиной.)
В спектакле много еще того, что, как говорится, для зрителей, но не грубого театра, а этаких кратких, резких выходов из роли, "подмигиваний" публике. Вроде выхода Джигарханяна на сцену после антракта, когда он замирает - при полном свадебном параде, во фраке и широкополой шляпе, но без туфель, в белых носках, - позволяя зрителям вполне насладиться его неотразимостью, шармом. Вроде фантастической красоты декорации Олега Шейнциса, представляющей дорогие интерьеры и выход в город - солнечный, южный, с балконом, заставленным цветами, за толстыми оконными стеклами, с соседними фасадами под черепичными крышами. Или - прекрасных своей неореалистической, кинематографической подробностью и "правдой жизни" костюмов Виктории Севрюковой. И то и другое можно было рассматривать часами и с удовольствием, но этому мешает, как уже было сказано, хорошая игра актеров.