КРАСНЫЕ с золотом кони на черных лаковых шкатулках из старинного села Палех знакомы любому. Древнему иконописному промыслу, зародившемуся в XVII веке, приходилось переживать нелегкие времена. В конце прошлого века большинство палехских миниатюристов работали в иконописных мастерских братьев Сафоновых. После революции, когда правительство запретило палешанам писать иконы, художники создали Палехскую артель древней живописи, чтобы не дать угаснуть традиции. В нынешнем году исполняется 75 лет со дня основания этой артели - 75 лет современному Палеху.
Чтобы достойно отметить юбилей, Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) совместно с Палехской организацией Союза художников России и российским Министерством культуры организовала выставку "Искусство Палеха. 75 лет". Как рассказала заместитель директора ГТГ Лидия Иовлева, "в Третьяковке хранится небольшая, но превосходная коллекция палехской миниатюры". Начало ей положило личное собрание историка и теоретика искусства Анатолия Бакушинского, автора идеи заменить религиозную палехскую живопись "шкатулочной" и тем самым уберечь ее от исчезновения.
Третьяковская галерея предложила вниманию зрителей 81 миниатюру из своих запасников. Среди них знаменитые "битвы" основателя палехской артели Ивана Голикова, работы его сына и последователей - Котухиной, Баканова, Маркичева, Ватагина и других. Видное место на выставке занимают современные миниатюры пушкинской тематики, большинство которых было выполнено к прошлогоднему юбилею поэта миниатюристами Палехской организации Союза художников.
Ее председатель, лауреат Государственной премии России Василий Макашов рассказал, что у палехских мастеров подрастает достойная смена - студенты Палехского художественного училища. Главной проблемой Палеха, как и других российских промыслов, по мнению Василия Макашова, являются подделки, принявшие характер массового явления: "Даже самый талантливый "подделочник" не может создать палехской вещи. Ведь, несмотря на индивидуальность почерка, всех палешан объединяет традиция. Зачастую не выдерживающее критики качество подделок подрывает авторитет Палеха у неспециалистов".
В последнее время художники Палеха возвращаются к своим корням - иконописи. На выставке в Третьяковской галерее представлены иконы работы художников Макашовых, Лукиных, Маминых, Смирновой, Мироновой.