Отец Орфея (Юрий Нифонтов) и Орфей (Владимир Епифанцев): кроха-сын к отцу пришел. Фото Михаила Гутермана |
КОГДА Сергей Соловьев хотел снимать новую киноверсию "Анны Карениной", он предложил роль Вронского Константину Кинчеву. Не помню точно фразы, сказанной Кинчевым, но он был готов согласиться только в том случае, если в сценарий впишут нецензурные выражения. Неосуществленная идея Соловьева соединить традиционную культуру и субкультуру в одном произведении искусства была на днях реализована в Российском молодежном театре, когда роль Орфея в премьерном спектакле по пьесе Жана Ануя "Эвридика" сыграл актер, режиссер, рок-бунтарь и шоумен Владимир Епифанцев.
Многое отделяет нынешнюю премьеру от первоначального замысла. Постановку должен был осуществить француз Дени Криеф (в позапрошлом сезоне он поставил для театра "Геликон-опера" "Иоланту"), но окончательный вариант спектакля принадлежит московскому режиссеру Юрию Урнову. Участие Владимира Епифанцева - тоже шаг, предпринятый в самый последний момент.
Тем страннее впечатление: без брутального исполнителя роли Орфея спектакль лишается не то чтобы соли, но плоти. Действие начинает своего рода видеодосье героя, развернутое на широком киноэкране, - в бешеной динамике ультрастиля дэд-металл (не уверен в точности этой дефиниции, но для большинства читателей понятно, о чем идет речь): сменяют друг друга фрагменты концертных выступлений и клипов реальной группы "Los Chikatilos": Орфей-Епифанцев изматывает в клочья плюшевый манекен, бросается в партерную толпу беснующихся фанатов, рвет на себе одежды - и все прочее в таком же агрессивном, злобном духе. Впечатляет... особенно тех, кто видит такое впервые. А тех, кто не впервые, - тоже впечатляет хотя бы тем, что теперь видишь такое и в театре, которому понятие ритма не чуждо.
Первые же минуты зрелища уверяют нас в том, что мы пришли в Российский молодежный театр не зря и видим настоящий тинейджеровский спектакль (если совсем по-русски - "для детей старшего школьного возраста"). Здесь процветает и характерный для этого возраста конфликт с родителями, в котором дети грубы и хамоваты, а родители безвольны, требовательны и непонятливы. Орфей и Эвридика (Екатерина Волкова) уходят из их неискреннего, ветхого мира (изображается уродливый бальный танец под музыку а-ля Петр Лещенко) со словами: "Мне ненавистна эта их жизнь с сюсюканьем, вкусной едой, после которой трахаются". Молодежь, конечно, позже тоже будет трахаться - голодной, но зато в видеоварианте, не отличающемся особым эротизмом. Орфей покажет этим туповатым взрослым свой метод общения - в замысловатом танце монаха Шаолиня, с напряженными мускулами он доходчиво объяснит, кто здесь хозяин. В ту же секунду Эвридика его полюбит.
Наивная поначалу Эвридика, конечно же, окажется шлюхой, а опытный Орфей - наивным, и именно ревность заставит Орфея взглянуть на нее в аду. Создатели спектакля используют экстремальное искусство и экстремальные способности Владимира Епифанцева, чтобы создать спектакль с сентиментальным и неэкстремальным смыслом (любовь - хорошо, ревность - плохо). Здесь неиспользованную, избыточную энергию авангарда преобразуют на пользу коммерческому искусству. Жалко Владимира Епифанцева, который не замечает, что из лидера московского экстремального "Прок-театра", уникального в своем роде, превращается в игрушку шоу-бизнеса.
В "Орфее и Эвридике" не больше авангардной смелости, чем в "Ромео + Джульетта" База Лурмана - и там и здесь с помощью броских форм субкультуры пытаются разговаривать с молодежью на их языке. В этом смысле спектакль, равно как и фильм, не может не стать культовым. Дирекции стоит выпустить на компакт-дисках саундтрек, фото полуобнаженного Епифанцева продавать в фойе, а костюм Эвридики (юбка, переходящая в брюки, салатные бантики) и манеру сидеть-говорить признать достойными подражания.
Только эта "субкультурность" спектакля позволяет нам условно не замечать очень и очень плохой игры всех актеров в спектакле, проблем с дикцией, движениями, одеждой. Ведь мы вряд ли смогли бы упрекать некоторых рок-певцов в том, что слух нередко изменяет им, или, к примеру, Владимира Высоцкого - в том, что его владение гитарой не безупречно и уж точно не виртуозно. Сила воздействия здесь гораздо важнее техники исполнения.
И здесь, наверное, кроется причина очевидной неудачи спектакля - в тотальном отсутствии градуса воздействия, в бессилии новых героев вынести груз своей "культовости". Екатерине Волковой не хватает таланта и обаяния, Владимиру Епифанцеву - искренности и той душевной тонкости, которая, помнится, проглядывала в спектакле "Ромео и Джульетта" на "Фабрике кардинального искусства" и в постановке Сергея Женовача "Зимняя сказка" (РАТИ), где Епифанцев играл роль короля Леонта.
Перед финалом Эвридика говорит Орфею: "Ты был героем два дня. Теперь ты свободен". Здесь тема тинейджеровского восстания на мир взрослой пошлости приходит к своему естественному завершению. На всем протяжении спектакля из двух красивых, молодых, бесстрашных детей вырастают, воспитываются новые герои. Предвоенная пьеса Жана Ануя "Эвридика" тут играет на руку. Современные Орфей и Эвридика нашли, заметили друг друга в толпе. И мистическое совпадение их имен, навечно вписанных в "книги судьбы", укрепляет их любовь.
Режиссер спектакля не скрывает и еще одну цитату из Сергея Соловьева. Подобно Виктору Цою в "Ассе", выходящему из чиновничьих коридоров прямиком на многотысячный концерт, новый герой Орфей, в одиночестве изгнанный из ада, точно так же, спиной к зрительному залу, выходит на концерт, к своей публике. Теперь он будет петь миллионам о том, как потерял свою Эвридику. Рок-н-ролл всегда произрастает из ощущения трагедии и раскола. Легко ли быть молодым?